Пермское староверие

Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Храм
  • Проповеди
  • Календарь
  • Контакты

Статьи

  • Как старообрядцы праздновали Пасху в Перми
  • Актуальные вопросы внешнего вида христианки
  • Молитвы в новогоднюю ночь
  • Философия народосбережения
  • Особенности 17-ых Аввакумовских чтений
  • Великий пост и воспитание воли у староверов
  • Донбасс
  • 16 Аввакумовские чтения
  • Плывущие против течения
  • Святитель Амвросий Белокриницкий...
  • Чечня/Дагестан
  • Проблемы становления русского характера у юношества...
  • Смотреть все статьи
  • Учебник

Полезные ссылки

  • Старая версия сайта
  • Русская Православная Старообрядческая Церковь
  • Московское Старообрядческое Духовное Училище
  • Древлекалендарь с постами на каждый день
  • Старообрядческие Приходы России
  • Старообрядческие Приходы Урала
  • Собрание материалов о христианской вере и старообрядчестве «Наша вера»

Деятельность

  • Сведения о деятельности Общины
  • Органы управления Общиной
  • Уставные документы
  • Воскресная школа при РПСЦ в Перми
  • Мы вконтакте
  • Расписание богослужений
  • Паломнические поездки
  • Детский лагерь
  • Фотогалерея
  • Видеоматериалы
  • Помощь храму и прихожанам

Новости

14

Декабрь 2024

С 14 по 17 декабря Пермскую старообрядческую общину с пастырским визитом посетил Предстоятель Церкви митрополит Корнилий

подробнее

15

Декабрь 2024

15 декабря прошли 18 Аввакумовские чтения

подробнее

11

Декабрь 2022

11 декабря прошли шестнадцатые Аввакумовские чтения

подробнее

13

Декабрь 2020

13 декабря прошли четырнадцатые по счёту Аввакумовские чтения

подробнее

12

Март 2020

В Уфе прошёл круглый стол по вопросам старообрядчества

подробнее
Новостной архив

Статьи / Как старообрядцы праздновали Пас

Как старообрядцы праздновали Пасху в Перми

Хочется поведать своим читателям, как прошёл в 2025-м году главный христианский праздник – Пасха Христова – в Храме во имя святителя Стефана Пермского. Что предшествовало ему? Всю Страстную седмицу пермские старообрядцы усердно постились и молились: службы шли ежедневно, но, наряду с этим, мужчины и женщины находили время для уборки территории и самого Храма. Те прихожане, что живут не в краевом центре, приводили в порядок – мыли и чистили – свои дома и квартиры к светлому Христову Воскресенью.

На редкость тёплой выдалась Великая суббота: термометр впервые за весь апрель показал плюс двадцать градусов в тени, и, когда вечером я шла к центру посёлка, где друзья забрали меня в машину, мне пришлось отмахиваться от множества комаров. В машине нас было пятеро: трое прихожан из села Рождественское, что в двадцати километрах от моего посёлка, я, единственная старообрядка из Юго-Камска, и невоцерковлённый водитель, муж одной из женщин, что любезно согласился свозить нас на пасхальную службу и доставить обратно по домам. В пути нас застал сильный дождь, но в микрорайоне Южный второй, где расположен наш Храм, по промыслу Божию было на удивление сухо.

Просторный церковный двор был весь заставлен машинами, а Храм быстро заполнялся прихожанами. В половине одиннадцатого вечера началась пасхальная служба. Напоминаю своим читателям, что чин богослужения строго следовал Старообрядческой Триоди, богослужебным книгам, соблюдающим круг подвижных праздников. Эти книги сохранили, в частности, «сугубую аллилуйю», то есть произнесение слова «аллилуйя» дважды, отвергнув троекратное его произнесение. Крестные знамения совершаются у нас только двуперстно, поклоны – только земные, и совершаются они строго по уставу, всеми молящимися одновременно. Старообрядцы ведут богослужение по уставу XVI века, в частности, полностью поют пасхальный канон.

В двенадцать часов ночи настоятель храма о. Никола, одетый в белое праздничное облачение, торжественно провозгласил окончание Великого поста, и церковь озарилась светом сотен зажжённых свечей. В белом праздничном облачении предстали перед заполнившими Храм прихожанами диакон Иоанн, чтецы и свещеносцы. Несколько минут на подготовку, и вот начался крестный ход. Впереди – свещеносец с фонарём, символизирующим горящую свечу, далее клирошане несут крест, закрестные иконы, храмовую икону, праздничную икону Воскресения Господня, Евангелие с хоругвями по обоим его сторонам, а за Евангелием о. Никола несёт Пасхальницу – крест с тремя зажжёнными свечами. Под колокольный перезвон-благовест прихожане совершают крестный ход вокруг церкви. Движение вокруг Храма с хоругвями и иконами, с пением праздничных тропарей олицетворяет собой путь жен-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню еще до рассвета и нашедших гробницу пустой. Но, если последователи «нового обряда» ходят «противосолонь», против часовой стрелки, то староверы – непременно «посолонь, – по часовой стрелке – идя за «Христом-солнцем». На крыльце Храма настоятель несколько раз провозглашает: «Христос воскресе!», и сотни голосов радостно отвечают ему: «Воистину Воскресе!».

Вслед за клирошанами и священником верующие возвращаются в заполненный до отказа Храм, под сводами которого звучат ликующие песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова».

В наших храмах Русской православной старообрядческой церкви принят только унисонный знаменный распев, в то время, как в храмах РПЦ поют партесным, то есть многоголосым пением. Знаменный распев характерен своим строгим, аскетическим звучанием. Партесное пение звучит очень красиво, но, на взгляд староверов, слишком «концертно», слишком «как в опере». Известный собиратель и исполнитель старинных русских песнопений, руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин» Андрей Котов так говорил об этом в интервью порталу «Православие. ru»: «Унисон – это когда ты себя не слышишь и превращаешься в единый голос со всем клиросом. «Едиными устами» – вот как это называется. Твой голос не торчит... Ты слышишь не себя, а молитву и присутствуешь в ней».

Праздничные песнопения на два клироса следовали одно за другим: «Светися, светися, новый Иеросалиме, слава бо Господня на Тебе восия; ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же Чистая красуйся Богородице, о востании Рожества Твоего». В третьем часу ночи прихожане поочерёдно подходили к кресту, и о. Никола каждому говорил: «Христос Воскресе!», подставляя правую щёку для поцелуя, в ответ радостно звучало: «Воистину Воскресе!». Далее – целование Евангелия и иконы Воскрешения Господня. В три часа ночи началась литургия, во время которой причащались более тридцати человек, детей и взрослых, чему наш настоятель был очень рад. По его убеждению, чем больше прихожан будут причащаться на Пасху, тем лучше это для них самих и для церкви Господней. Литургия закончилась в пять утра, после чего диакон Иоанн громко зачитал всем традиционное пасхальное приветствие митрополита Корнилия, а о. Никола познакомил прихожан с приветствием городских властей, с большим уважением относящихся к нашему дружному приходу.

Праздничное богослужение завершилось освящением снеди, пасхальных яиц и куличей, аромат которых ощущался при подходу к двум заставленным плетёными корзинками столам. В храмах РПЦ этот чин совершают в субботу накануне Пасхи и даже несколько раньше. Мы, староверы, признаём только освящение, совершенное непосредственно после всенощной. Кстати говоря, мы не признаём и обычай красить яйца в иные цвета, кроме красного, и не используем для этой цели никаких наклеек и иной «полиграфии».

К пяти часам утра в трапезной нашими искусными поварами был накрыт праздничный стол для разговение всех желающих. Общая церковная трапеза после храмового богослужения – одна из традиций нашего дружного прихода. Как ни стремились мы, четверо приезжих, поскорее сесть в машину к уже ожидавшему нас во дворе водителю, повара уговорили нас сесть за стол и по быстрому, не ожидая появления настоятеля, съесть крашенное яйцо, отведать вкуснейшей куриной лапши, котлеты с гречей, салата да компота. Надо ли говорить, что после возвращения домой я сразу же решила выспаться с благодарностью Господу за прекрасную встречу праздника праздников и торжества торжеств. А впереди – Светлая седмица с её пасхальными молитвами. Хочется, чтобы как можно больше русских людей поскорее пришли к спасительной вере в Бога.

Галина Чудинова

20.04.2025

Дата публикации 26.04.2025

Все статьи

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА Г.ПЕРМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ"
Храм во имя святителя Стефана Пермского, Пермь, ул. Холмогорская, 50
Copyright 2017