Чечня/Дагестан
Memories
Знакомство с Чечнёй началось еще во Внуково. Мы стояли в очереди на регистрацию. Большинство из регистрирующихся – чеченцы. С большим интересом разглядывала их. Нация с непростой судьбой, с непростыми людьми и, наверное, нация, которая имеет больше всего стереотипов россиян. Но тут боковым зрением вижу, что одна девушка стоит поодаль от всех, не торопится пойти в очередь. Покрытая по-мусульмански, открыто лишь лицо и кисти рук, в которых крепко сжимается плюшевый мишка… Через минуту к ней подходит молодой человек и они прощаются. Нет, это не привычное нашей современности объятия и поцелуи при всех и при вся. Они просто еще немножко постояли рядом, перекидывались словами и медленно направились к очереди. Я почувствовала, как им сложно расстаться… Молодой человек оставался в Москве. В их прощании было что-то грустное и, одновременно, счастливое. «Аа, они жених и невеста, но еще не муж и жена, - поняла про себя. – Неужели и за ручку не подержатся перед расставанием??» Не подержатся. Слышу пару слов на чеченском, девушка смущенно улыбается и теряется в очереди. В этом нетактильном прощании было столько целомудрия и нежности, что, наверное, и не обнять человека нежнее. Где-нибудь я увидела бы подобное вне мусульманства? Это подожгло интерес поскорее познакомиться с Чечнёй.
В салоне самолёта, когда я, счастливая и довольная, сидела у окна и готовилась к своему первому взлёту, люди еще усаживались на свои места. Очередь создала мама с двумя ребятёнками, один из которых (постарше) стоял в проходе и ждал, пока мама с младенцем на руках разложит все вещи и успокоит кричащего младенца. Думаю: «Сейчас точно кто-то выскажется…» И опять мимо! Молодой парень, чеченец, стоящий в начале очереди не то что бровь нахмурил – он так широко и искренне улыбнулся стоящему ребёнку (который явно был в восторге от этого), что я проводила его до места удивленным взглядом. Ну вот, а папа пугал меня отрезанными головами… Ну ладно, рано делать какие-либо выводы. Взлетаем.
1-2 день. Полёт. Грозный.
Я готова следить за всем и впитывать всё.
В машине такси услышала привычную нам музыку, что-то из клубного репертуара… Так, значит, дозволено-позволено. Хотя после этого начались и кавказские мотивы в виде лезгинки и других песен на непонятном мне языке.
В гостинице молодой человек на ресепшене с трудом выговаривает фамилию моих друзей («ч, щ, ж, ш» для кавказцев, мало употребляющих русский, сложноваты в произношении). Но особое внимание я получила, переодевшись и спустившись из своего номера снова на ресепшен, чтобы подождать друзей и поехать в центр города. Кажется, молодой человек меня не узнал, переспросив фамилию. Я надела вместо длинной юбки закрытое платье и повязала платок. Разговорчивый таксист спрашивает о наших первых впечатлениях, рекомендует места для посещения.
Первые часы прогулки по негрозному Грозному: это самый «русский» город. Тот внешний вид людей, который русские люди забыли (начиная от реформ Петра 1 до советской власти и перестройки) здесь принимается за самый обычный: покрытые женщины и девушки, все мужчины с бородами в рубашках (футболках) и штанах, несмотря на стоящую жару +28. Конечно, мотивы одежды мусульманские, но строгость внешнего вида уносит на картины Руси, где скромный внешний вид не удивлял, а был нормой. Наоборот, надень в Чечне шорты или обнажи руки – быстро найдется ревнитель и вежливо скажет, что здесь так одеваться не нужно. Потом, уже в Дагестане, я делилась своими впечатлениями с туристами в одном из гостевых домов. Женщина, затягивая сигарету, мне сказала: «Интересно рассказываете, захотелось съездить в Чечню, но я так укутываться не собираюсь». Я про себя подумала, что, может, это и к лучшему, хотя попыталась объяснить, что, одевшись в закрытое, вы себя и почувствуете по-другому, проникнитесь атмосферой, может, вам понравится… Но не убедила.
Мы ходили и не могли наглядеться. Кажется, мы попали в ту самую среду, которая так необходима там, на Русской равнине, в нашей повседневной жизни… Где ты, одевшись так же, выделяешься, а в чеченском городе на Кавказе ты со всеми за одно. Я и подумать не могла, что испытаю это единство взглядов и ценностей вне храма или вне Рогожской слободы на ЖМ. Там выходишь за ограду – и ты в кипучей Москве со всеми её фриками… А здесь, куда не пойдёшь, люди, разделяющие твои ориентиры, твои ценности и внешний вид. Я даже с внутренним криком обращалась к русским людям, которые туристами приехали в Грозный, а внешний вид прихватили из своей реальности… «Ну хотя бы в Чечне дайте посмотреть на красивых мужчин и женщин!!!» Но я была уверена, что эти люди уже получили долю внимания от местных жителей, но так не хотелось тогда, чтобы эта «свобода» внешнего вида проникала в этот мир.
Таксист без слов понял, что Антону нужна зарядка, и предложил шнур; на пустой дороге поздним вечером без светофора хочу перейти дорогу и жду, когда пролетит машина, а она тихонечко тормозит и пропускает меня одну; люди всегда готовы выслушать и рады, если ты к ним обратился за помощью или с вопросом; с Антоном часто чеченцы на улице здоровались «Ассалам Алейкум», но при этом я заметила, что они это делали с каплей неуверенности, всё-таки подозревали, что мы не чеченцы, Антон им отвечал по-ихнему. Из многих-многих мелочей стало складываться объёмное впечатление о Чечне.
Конечно, мы зашли в книжный. Даже в несколько. Интересно было, что можно купить здесь. Всё те же классики, те же книги по психологии о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Очень красивые издания мусульманской литературы что для детей, что для взрослых. Очень хочется прочитать, но осекаюсь покупать. Взяла художественную книгу. На кассе одного из магазинов – русская девчонка в длинном платье и хиджабе, которая улыбнулась мне. Кажется, мы друг друга поняли…
3 мечети за 2 дня: «Сердце Чечни», «Сердце матери» и «Гордость мусульман» (самая большая в Европе, полностью из белого мрамора). В храме мужчины… из женщин – только туристки на верхнем балконе. И только на третьей мечети мы поняли, что не нужно торопиться, что кроме ворсистых ковров, в которых утопают твои босые ноги, кроме красивой лепнины, мрамора и позолота можно здесь и понять еще что-то. На входе в любую мечеть – строгий контроль, женщины делают штрихи в виде платка на шею (вне мечети я платок повязывала лишь на голову, шею не закрывала). Одна женщина, повязав платок, сказала: «Ну вот, теперь красавица». Видимо, моя открытая шея очень сильно влияет на красоту))) Больше получаса в тишине-тишине мы сидели на коврах это белоснежной мечети, людей практически не было, день не молитвенный. Всё то, о чём я думала там, я унесу с собой… Только на третьей мечети мы поняли, что не надо её «оббегать», а именно остановиться, посидеть. Все трое вышли из мечети совсем другими. Еще раз прогулялись вокруг благоухающей от роз мечети, задумчивые пять минут у фонтана – и снова в путь.
В самом Грозном я познакомилась с чеченкой, которая вышла из мечети и искала своих детей. Она начала говорить со мной на чеченском, на что у улыбнулась и сказала, что туристка. Говорила она на русском с сильным акцентом. Красивая, ухоженная женщина, в хиджабе. Мы познакомились, я сказала, что ко мне походила группа девочек и просила позвонить маме, так как они ее потеряли. «Вообще-то женщинам не рекомендуют ходить молиться в мечеть, лучше это делать дома. В праздничные дни приходят молиться очень много мужчин, второй балкон мечети тоже отдают мужчинам». Она рассказала, что у неё 4 детей, она не работает, хотя, в какой-то период, когда в семье не хватало средств, она выходила на работу, но все свои заработанные средства она имеет право мужу не отдавать. «Лучше семьёй заниматься». Я уже поняла, что детей они воспитывают в строгости. «Да, девочки у нас все покрытые с 7 лет, хотя ты можешь видеть, что в городе есть случаи, когда девушка непокрытой ходит. Молодец, что ты так одеваешься. Сложности возникают, когда с детьми куда-нибудь выезжаем. Ездили в Пятигорск, гуляю с детьми по аллее, а на лавочке сидит молодая пара и целуются… У моей 16-летней дочери столько вопросов появилось, мальчишки мои как-то более понятливее… Стараемся не выезжать далеко». И задаю, наверное, самый неудобный вопрос для всех женщин-мусульманок. «Да, я понимаю, мой муж имеет полное право привести вторую жену. Неприятно, но он мужчина…» Мы еще немного поговорили и разошлись.
В центре города на лавочке знакомлюсь с чеченцем. Ситуация вынудила – уже вечер и надо решить, как мы поедем на озеро Казеной-Ам. Сначала был страх, что тут совсем непринято вот так девушке подходить с расспросами. Я почувствовала ту неохоту говорить со мной, но вопрос поставила просто и прямо: «Подскажите, пожалуйста, стоит ли брать машину в аренду и ехать на озеро с неопытным водителем, который не ездил по серпантину?» Он откладывает электронную сигарету (!!! я замечаю, но не подаю вида). Он рассказывает, что за дорога туда, на какой машине лучше ехать, советует не ездить неопытным и начинает спрашивать о нас. Антон и Лена сидели поодаль (хохотали потом, что они как шпионы выглядывали из-за кустов). Молодой парень говорит, что про аренду ничего не может сказать, но открывает телефон и начинает искать в соцсетях туристические группы. Сказал, что у него был номер хорошего человека, который бы нас свозил на озеро. Мне этот вариант не совсем понравился, потому что по цене это выходило дороже, но из вежливости жду, когда он поищет номер. Села на лавочку. Пока ищет, спрашивает, откуда я, одна или нет. Указываю на друзей. «Ого, я думал, что там чеченцы сидят. Вы так одеты… как местные.» Говорю, что мы всегда так стараемся ходить. Слово за слово, и мы 2 часа говорим обо всём: о культуре, о религии, о языке, о выборе супруга/супруги. Многие чеченцы – билингвы (знают 2 языка), рьяные верующие ещё знают арабский, и, конечно же, в школах изучается английский. Чаще в окружении на улице, в магазинах слышишь русский, а в личном общении они больше употребляют чеченский.
-Где вы знакомитесь?
-Везде. В интернете, на свадьбах, могу на улице увидеть и подойти познакомиться.
Сижу и думаю о наших молодых людях, которые по интернету пишут смело, а видят вживую и делают вид, что не знают. Когда мы спросили друг друга о возрасте, то оказалось, что мы одного года рождения.
- Ты засиделась… Тебе явно уже пора выходить замуж. Ладно я, мы по-другому устроены, а ты чего? Потом 26, 27, практически 30, и что? Будешь штукатурить себя, чтобы понравиться? А здоровье? Ты вообще что-то делаешь, чтобы выйти замуж?
Конечно, эти слова задели.
- А если женщина не согласна с мнением мужчины…
- Что ты говоришь?
- Ну, если она не согласна…
- Она сразу идёт к родителям.
- Что, прости?
- Она сразу идёт к родителям.
- Понятно. И ты ни разу за жизнь не помоешь посуду, а если она болеет?
- Если у меня есть время, я и с детьми повожусь, и приберусь, и посуду помою, но это, в первую очередь, обязанность женщины. Если я это всегда буду делать, а жена ничего, меня быстро осудят окружающие.
- А что насчёт музыки, кино? Я вижу, у вас есть кинотеатры, но ведь сейчас редкий фильм без постельных сцен, женщины одеты как попало…
- В основном ходят в кино уже замужние пары. Бывает, что во время сеанса встают и уходят. Они ведь знают, куда идут и что там могут увидеть. Слишком откровенные сцены вырезают или просто на черный экран смотришь, звук могут оставить.
- А бывают случаи, когда чеченцы принимают христианство?
- ЧТООО? Ты что такое говоришь? Да его же быстро найдут и убьют. Сколько случаев было. Мы же живём диаспорами в разных частях света, вот в Канаде какой-то чеченец женился на мужике. Другой чеченец поехал в Канаду, начал там учиться, работать, а потом убил этого голубого. Нечего позорить. Правила Шариата никто здесь не забывал, хоть и живём, кажется, по светским законам.. Кадыров тут, на месте, многое тоже прикрывает…
- Кровная месть всё-таки существует?
- Есть, есть… Нельзя своих обидчиков прощать?
- Нельзя ПРОЩАТЬ? И потом нести бремя убийства на себе всю жизнь?
- Это ради Аллаха.
- А если человек неумышленно?
- Это другое дело, хотя еще доказать надо. Но прощать… Окружение тоже будет коситься. Вот убил какой-нибудь шалопай твоего брата, а ты этого человека простишь, и его, по Корану, все простят и отпустят, хотя если дело довести до законодательства, его посадят. Но вот оно не вмешалось. Этот человек пойдёт и убьёт другого человека. И в этом будешь виновата ты, которая простила его в первый раз.
Наверное, это та самая точка несовместимости между исламом и христианством.
- Если у меня какие-то разборки с чеченцем, задел, сказал что-то резкое, я никуда не пойду, это тоже осуждается окружением. Лучше сами разберемся, подеремся. Даже если я знаю, что этот парень крепче меня и сильнее, превратит меня в мясо, я не могу уйти от стычки. Ничего, потом лучшими друзьями станем. Зато честь остоял.
Еще говорим много и долго, но друзья уже пишут, что пора ехать в другое место. Говорю, что мне пора, и тут он говорит:
- Не тяни с замужеством, желаю тебе всё-таки встретить кого-нибудь. А нет, через год будешь моей женой.
И ушел. Загибаясь от смеха, подхожу к друзьям и за минуту выкладываю самое важное, что мне удалось узнать. Но тут снова появляется Идрис (сходил до друзей и нашел номер телефона гида), отдаёт номер и желает всего хорошего.
Мы позвонили этому гиду, он выслушал и попросил, чтобы мы перезвонили ему около 9 вечера. Позвонив в назначенное время, мы услышали согласие на то, чтобы свозить нас до озера.
История с Идрисом не закончилась. Мы добавились в друзья вКонтакте, через два дня, как уже была в Дагестане, двое неизвестных чеченцев завалили меня голосовыми. Посыл был такой: с ним не связывайся!!! И мне досталось, так как я отреагировала на их мат и пьяную речь остро. Спустя месяц они извинились за своё поведение.
2-3 день. Вне Грозного. Рассказы гида.
Гидом оказался мужчина чуть более 40-ка лет, заслуженный журналист Чеченской республики. Только мы уже узнали это спустя 2 дня, когда порылись в интернете. Лишь на второй день, когда он согласился отвезти нас еще и в Аргунское ущелье, он признался, что работает на радио редактором. Но что он ГЛАВНЫЙ редактор, мы тоже узнали после. Чистая русская речь, интересный, живой рассказ, хорошее чувство юмора. Я только потом поняла, что моё желание сэкономить на гиде было глупым, потому что без рассказа местного человека Чечня бы так не понравилась.
Спрашивали Руслана обо всё: война, культура, традиции, история, семья. Вот самое интересное, что я для себя взяла:
- ЧЕЧНЯ – САМЫЙ НЕЗАКРЕДИТИРОВАННЫЙ РЕГИОН РОССИИ. В мусульманстве непринято давать под проценты или брать. Если нужно что-то купить, помогают родные, соседи, знакомые. Отсюда и любовь на Кавказе к Приорам и к Ладе в целом – дешёвые машины.
- ЧЕЧНЯ – ОДИН ИЗ САМЫХ НЕКОРРУПЦИИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ. «Я еще провожу экскурсии для группы туристов, мне звонят из Минтуризма. Часто бабушки спрашивают: «А на что вы всё это строите в Чечне? Мечети, дороги, школы – всё новое». С улыбкой отвечаю: «На твою пенсию, конечно». Всё новое по одной причине – прошедшая война. Инфраструктура была разрушена полностью, древние деревни, поселения – большая часть была уничтожена (в основном федеральными войсками). Все основные дотации идут на социальные объёкты. «Чечня – хороший образец того, как можно реализовать федеральные деньги. Вы поедете в Дагестан (а это самый дотационный регион РФ), вы увидите, как там вместо 5-этажного здания строят 3, сколько лет дороги делают, какие там пробки. Даже слышал, что там чиновника какого-то на пожизненно за это посадили. Опять же, красть не позволяет ислам».
- ЗДЕСЬ ТОЖЕ ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ ПОЗДНО, МОГУТ И В 30 ЛЕТ ЧТО ДЕВУШКА, ЧТО ПАРЕНЬ. Времена меняются, многие хотят получить высшее образование. Молодые люди, понимая, что по Корану им нужно содержать свою семью полностью, сначала пытаются встать на ноги, а только потом идти свататься. В Чечне (как и на Кавказе в принципе) очень сильно смотрят в зубы, иногда выдают замуж родители и без согласия. «Наверное, слышали про правило шести рукопожатий. Дак вот, в Чечне их 4. Если кто-то с кем-то сватается, родители обеих сторон, как в архиве, через родных и знакомых поднимают всю информацию об избраннике. В Чечне это очень важно «а что скажут другие?». Если кто-то запятнал свою историю в прошлом, это будет ему препятствием в дальнейшей жизни».
-РАЗВОДЯТСЯ. Есть особое слово на арабском, в переводе оно означает что-то вроде «оставляю». Если мужчина произносит его три раза, то брак считается разорванным. «Конечно, пытаемся говорить сначала, сходить к имаму посоветоваться. Остаться разведёнкой – унизительно. Знаю случаи, когда женщины уходили из семьи к родителям, потому что муж приводил вторую, более молодую, жену. Но спустя время сами родители гнали ушедшую обратно. А что ей оставалось делать? Она теперь ломоть отрезанный, никто ее замуж не позовет, да она и в браке. Возвращаются…» Разводы редки, хотя возможны. Руководит всем мужчина, но гид уточнил: «Да, последнее слово за мужчиной, женщина не перечит. Но женщины какие-то умные пошли… С женой о чем-то договариваемся, говорю, как делать, хоть она и считает иначе, а всё равно как-то по её выходит» (смеётся)
- КОРНИ НЕ ЗАБЫВАЕМ. «Все стараются поддерживать связь с родным селом. Может, поэтому сёла не умирают, хотя жить в них тяжело. Республика небольшая, на выходных стараешься выбраться из города. Да и хоронят у нас именно там, где родился, поэтому не разрываешь связь с селом». Очень тесная связь с родителями. «Мне хоть и за 40, но иногда что случится, только и думаю – лишь бы мама не узнала». Детских домов нет. Понятие «чужой ребенок» тоже отсутствует. «Чтобы спустя много лет приехать в какой-нибудь детский дом и сказать: «Здравствуй, я твой дядя, брат твоего погибшего отца» - такое невозможно. Ребёнка сразу возьмут близкие или неблизкие люди умерших родителей. Никто из-за это не считает отщепенцем, никто к ним по-особенному не относится, всё как к своему родному»
- ВЗАИМОВЫРУЧКА. Нашему гиду позвонили раза 3, пока мы ехали. Он останавливался и на чеченском общался. «Это у меня сосед. Звонит сказать, что приехали материалы, я перекапываю у себя двор. Я ему объяснил ситуацию, что показываю туристам республику, он мне помогает теперь. У нас непринято отказывать в помощи. Может, и не хочется, лень, но понимаешь, что потом тебя также выручат обязательно. Если откажешься, это запишу в личную историю всё окружение…»
- АРАБСКИЙ ЯЗЫК. Не все знают арабский, а Коран, молитвы оглашаются именно на нём. Сам гид сказал: «Учил. У нас и курсов много по изучению арабского. Но вот пока не смог освоить его». Это что-то вроде знания нашего церковно-славянского! Многие из нас тоже произносят молитвы, но не понимают их до конца. Также и здесь, не все могут совершать намаз, потому что арабский язык совсем далек по родству от чеченского. Бывает и так, что они за всю жизнь так и не выучат этого языка, но мусульманин при этом остается мусульманином. До конца жизни.
- КАДЫРОВ ОЧЕНЬ МНОГОЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ. Чечня была во многом русском до 90-х годов. Сталин депортировал большую часть населения в Казахстан, многие погибали в дороге. Сам отец Рамзана Кадырова родом из Казахстана. Таких порядков, как сейчас, тут не было. После военных кампаний и прихода к президентской власти Ахмата Кадырова, а в следствие и политики Рамзана, Чечня очень изменилась. Вернулась часть интеллигенции и образованных людей, хотя дефицит до сих пор есть. Не все были согласны с тем, что делали Кадыровы, да и сейчас есть такие что внутри региона, что вне. Ичкерия и Кавказский халифат до сих пор у кого-то витает в мечтах, но это всё химера. В 10-ых годах Рамзан начал жесткую политику по отношению соблюдения Корана: с его уст слетали слова о мести родителям боевиков (по Корану нельзя прощать обидчикам, ты должен отомстить а если нет в живых обидчиков, то его близким), женщины должны быть везде и всегда покрыты. «Были случаи, когда группа инициативной молодёжи ездила и стреляла красками в проходящую без хиджаба девушку с угрозами, чтобы больше такой не появлялась и не позорила свою семью». Наверное, Кадыров – самая неоднозначная личность в российской политике. Ещё с Идрисом говорила на эту тему: «Я Путина не выбирал и эти его портреты повсеместно не весил. Кадыров – другое дело». Хотя в его словах я слышала неуверенность. Про культ личности Кадырова в Чечне много разговоров, может, из-за опаски и он не стал высказываться. Но что имеем: культурно развитую и крепкую (хоть и с долей насаждения) культуру и религию в республике.
Потом при разговоре с друзьями:
- Меня смущает, что им это навязывали всё, порой даже жестко. Если бы не политика Кадырова, сами люди не стали бы такими, мы бы приехали совсем в другую Чечню…
- Наташ, во все времена культура насаждалась. Если этого не делать, было бы страшное. Русь тоже крестили против воли большинства, сколько лет языческие корни выжигали, а они до сих пор есть.
Но надо признать, всё не так гладко. Ещё когда общалась с Идрисом: «Мы увидели, что алкоголь не продают в магазинах. Но слышали, что чеченцы едут куралесить в соседние республики… Ингушетия «славится» наркотиками, Дагестан – вином…» «Если мне надо напиться, я это и в Чечне могу сделать». И в последний день, общаясь с Русланом наедине, поделившись впечатлением о Чечне, он со вздохом сказал: «Я понимаю, что вы очаровались в какой-то мере. Возможно, это случилось на фоне того, что вы живёте в окружении совсем других людей, которые в основном не разделяют ваши ценности. Если здесь пожить, поймешь, что и тут всякое есть».
Я ради интереса зашла на Авито и посмотрела объявления на работу. В один из педколледжей требовался учитель русского языка. Требования примерно такие: «Высшее педобразование, знание программы. И НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ, ЧТО НУЖНО БЫТЬ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ». Здесь всё-таки больше ценят не профессиональные качества, а человеческие. Совсем недавно на паре по языкознанию в университете мы говорили об этом, что и у русских это есть. Преподаватель: «Вот за кого у нас проголосуют при выборе завкафедрой? За хорошего специалиста, но сухого челоыека, или не такого компетентного, но зато отзывчивого, душевного человека? Конечно за второго».
5-11 день. Дагестан. Дербент, Кубачи, Махачкала.
Дагестан оказался совсем другим. Уже можно услышать мат или увидеть курящего человека, дагестанцы менее тактичны, более заводящиеся. Если вы Чечне тихо и спокойно идешь по городу, то в Дагестане постоянно какая-то суета то там, то здесь. Машины ездят быстрее и отважнее. И мусульманство здесь «другое». Дагестанские группы пестрят видео и рассказами, как к туристам подходят уже не вежливо, а со злостью и оскорблениями по поводу внешнего вида. Туристов в Дагестане больше из-за Каспия и разнообразия природных и культурных достопримечательностей… Со мной несколько раз местные жители согласились, что туристы раскачивают ситуацию с порядком в республике. А правительство, которое в основном состоит из русских (в Дагестане более 40 национальностей, посадить туда одного из представителей – вызвать возмущение остальных наций. К русским тоже относятся не очень хорошо, но это хотя бы не раскалывает регион внутри, а, наоборот, объединяет).
Антону бесплатно отдавали шаурму, потому что его внешний вид одобряли местные; со мной женщина на лавочке заговорила и поблагодарила, что я одета скромно: «Побольше бы таких туристов, как вы». В магазине недалеко от хостела, в котором я жила, мне часто делал комплимент продавец, мужчина, потому что я в платке. «А у нас не хвалят за платок, еще наоборот скажут, что фанатичка и закомплексованная, раз так оделась, даже папа меня порой ругает, что закутываюсь…» - «Дураки у вас там! Всегда так одевайся».
Наверное, это был самый яркий момент из всей поездки. Вызвала такси до друзей. Таксистом оказался молодой парень. В этот раз я была без платка, забыла повязать при выходе из хостела. Но длинное платье и подобранные волосы всё-таки вызвали симпатию. Заговорил, спросил, как давно здесь, с кем, где были. Честно рассказала о своем впечатлении: грязно в Дагестане, после Чечни неприятно слышать мат на улицах и видеть раздетых на пляже. «Не ходите на пляжи моря, там действительно что попало увидишь. Туристы раздетые, даже дагестанцы раздеваются. Вы бы лучше ездили в тихие места, есть еще и речки пресноводные». Познакомились, он мне пожал руку (атата, а ведь нельзя дотрагиваться до чужих женщин!). Начал рассказывать о подобных геолокациях. Доехали до гостиницы друзей.
- Давай я сейчас куплю семечек, сухариков, чего пожелаешь, и мы съездим в одно из таких мест. Просто поговорим.
Я в замешательстве.
- Ты меня видишь 20 минут, я тебя не знаю, я здесь неместная. С моей стороны взять и поехать… как-то легкомысленно.
- Я тебя понял. Клянусь Аллахом, ничего тебе не сделаю. Вот мой паспорт, сфотографируй друзьям.
- На что мне твой паспорт? Если со мной что-то случится, мне твой паспорт утешения не принесёт… Как ты можешь гарантировать мне безопасность?
- Как скажешь, так и докажу. Аллахом клянусь, своими родителями, ничего злого тебе не сделаю.
Во мне боролось любопытство и холодный разум. Я сбегала до друзей и посоветовалась. «Будьте на связи обязательно!»
И села в машину снова… И тут мы с ним оказались одного возраста. Мы выехали из города, по-южному резко стало потемнеть, времени было около 7 вечера. Я уже много раз пожалела, что согласилась, ехала с молитвой. Остановились над обрывом: внизу была речка и огни табасаранского села, чуть дальше - светящийся Дербент и Каспий. Вышли из машины, сели на капот. Слева на фоне заката вырисовывались горы. Ещё немного рассказали о себе, поделились мнениями по поводу политических событий в стране. Он тоже служил, только в Нагорном Карабахе. Он говорил о вещах, которые, наверное, может понять лишь человек, видевший человека живым, а через минуту – мертвым… Он долго рассуждал о ценности жизни.
- Вот ты так Чечнёй восхищаешься. Да это же лошадь стреноженная. Ей ноги развяжи, она таких делов наделает. В Дагестане люди искренне верят. Да, здесь больше бардака, но и в Чечне он есть, просто он не такой явный. Чеченцы то в Ингушетию, то сюда едут куралесить, у себя же нельзя, там все «закадырованы». И себя позорят, и нацию. Мы не скрываем, что не идеальны. А вот убери Кадырова из Чечни – и страшно подумать, что там будет. У них строго, пока он там. Ты видела этих девушек, которые хоть и в длинном, но у них всё обтянуто, попа, грудь? Разве это скромно? (я таких, действительно, видела). Это и есть образ Чечни в целом.
А потом захотел выслушать обо мне. Немного рассказала о себе. Почувствовала, что человек начинает уменьшать расстояние между нами. «Ты обещал!!!» Еще через полчаса общения он начал ходить и о чем-то думать. Резко обернулся и сказал:
- Выходи за меня замуж!
- Рассмешил! Ты видишь меня меньше часа!!
- Мне этого достаточно, чтобы приять решение. Я уже понял, что ты из себя представляешь… И местные не все такие, как ты.
- Нет и нет! Ты не понял – я христианка.
- Ну что ж, перейдёшь к нам.
- Нет.
Где-то около часа мы говорили об иконах, батюшках, Троице, Евангелии и Коране. Он оказался подкованным в тех вопросах, но я заметила, что в основном мусульмане всегда поминают три момента: иконы – это идолы (или с ними что, связь лучше с Богом, как с вайфаем?), Троица – многобожие, исповедь перед батюшкой – это вообще кто такой, чтобы ему рассказывать о своем грехе?? Перед Богом грешим, перед ним и отвечать.
- Ладно, я тебя понял. Ты можешь остаться христианкой, но наши дети будут мусульманами.
- И как ты это представляешь? (хохочу) Нет, на двух стульях не усидеть.
- Ладно… Я уже женат, на самом деле.
Моему удивлению не было предела.
- И сколько раз в день ты делаешь предложения русским туристкам, когда знакомишься с ними в такси?
- Да я в первый раз выехал таксовать за два месяца. Не надо думать, что это мой стиль жизни. Я вернулся из армии, мне сосватали жену… Уже год прошёл, как мы женаты, ребёнок есть. Но с ней скучно, не поговорить, как с тобой… Тебе бы поговорить с ней, она бы всё разъяснила, она не была бы против второй жены.
Ещё Руслан говорил, что мужчины редко берут вторую и третью. «Средств много надо… Да и первая жена обижается. Хоть ислам и позволяет, но делить мужа неприятно, все это понимают».
Мы замолчали, и он предложил возвращаться. Я уже почувствовала, что сбила его пыл, настроение. На моё замечание он сказал, что всё хорошо и, когда уже приехали обратно к друзьям, сказал:
-Я тебе пожелаю две вещи. Первая – пусть Аллах дарует тебе досто…. Нет-нет-нет, самое первое – прочитай Коран! Прочитай его обязательно. Ты многие вещи поймешь, тебе многое откроется, я в это искренне верю. А второе – пусть рядом с тобой будет достойный мужчина… Может, вы еще задержитесь в Дербенте? (мы должны были на следующее утро уезжать в горное село, а потом в Махачкалу) Ещё немного бы пообщались, я бы тебе больше разъяснил, пообщался бы с твоими друзьями. Прошу тебя…
- Я в свою очередь тоже скажу тебе… Надеюсь, что ты так больше не будешь говорить о России (он затронул тему, что лучше бы Дагестан ушел к туркам и спокойно начал исповедовать ислам без русских туристов, что 90% дагестанцев сидят и ждут удобного момента, чтобы взять ружьё). Мне так у вас понравилось здесь, на Кавказе, - культура, общение, религия… Как хорошо, что мы в одном стране есть. Может, скоро один Кавказ и останется тем оплотом ценностей традиционных во всей России…
Я попрощалась, поблагодарила за теплые слова и вечер и вышла. Я почувствовала, что нужно было сделать это сейчас и как можно быстрее.
Были ещё поездки, встречи, но всё это теперь второстепенно.
Мусульманские Чечня и Дагестан покорили. В последний день, стоя в главной мечети Махачкалы, я смотрела, как в ряд на молитву вставали мужчины, стопа к стопе, молились все вместе… Ряд становился всё длиннее и длиннее…
Через несколько часов самолёт, мне стало очень грустно. О многом думала, размышляла.
Теперь понятно, почему в ЛГБТ-Европе так не любят мусульман – это непоколебимые в традициях люди. Если протестантство и католичество «сдалось» перед этим, то ислам не допустит подобного.
Ездить сюда, что ли, организованной группой старообрядцев, чтобы «не соблазниться» на ислам? Много ли в моем окружении мужчин, говорящих о Боге и нравственности, как этот таксист? Идрис тоже немного посмеялся: «Русские мужики и в 30 не знают, как жить, чем заниматься, смешные какие-то». Кавказские мужчины, которые не боятся проявить инициативу, ощущают себя как мужчины, при этом большинство соблюдают дистанцию и ценят тебя за то, что и ты эту дистанцию держишь.
Если я захочу снова побыть в среде людей, разделяющий большую часть моих ценностей, я поеду на Кавказ к мусульманам. Да, и там есть точки параллельные прямые во взглядах, но пересекающихся прямых там больше. Был бы хоть один русский город, где все мужчины выглядят как мужчины, а женщины – как женщины, хотя бы один городочек… Но ведь таких нет. И даже если политика примет резкий оборот в защиту традиционных ценностей, как в своё время в Чечне, то не поздно ли уже на фоне всего того, что происходит с русскими, с детьми? А без государственной политики ничего не выйдет…
Дата публикации 28.08.2023