Молитвенное противостояние староверов вирусной пандемии
Наша поездка в посёлок Боранчинский на праздник Вознесения Господня была спланирована заранее, как это обычно принято у старообрядцев. И всё же в самый её канун я уточнила у протоиерея о.Николы Татаурова, состоится ли она: как-никак коронавирусный карантин в Пермском крае был продлён аж до 8 июня.
– Непременно состоится! – услышала я в ответ, и вот в среду двадцать седьмого мая после литургии по случаю Отдания Пасхи в Храме во имя Святителя Стефана Пермского мы двинулись в путь. За рулём своей машины – настоятель пермского Храма о.Никола, опытнейший водитель с более чем тридцатилетним стажем, рядом с ним – гость из Москвы, предприниматель Маркиан Королёв, на заднем сидении – его старший сын Роман, чтец Рогожской общины да я, прихожанка из пригорода Перми.
– Как обстоят дела на Рогожском? – интересуюсь я, – Идут ли все положенные службы? Москвичи крайне запуганы страхом невиданной ранее заразы.
– Чем тяжелее времена на Руси, тем крепче наша вера в Бога, тем сильнее должны звучать молитвы о спасении, – весь салон заполнил звучный, раскатистый голос Маркиана. – Митрополит Корнилий призвал всех староверов посещать положенные службы в храмах, молиться о скорейшем искоренении напасти.
Едиными были наши мысли в дороге о Божьей помощи и поддержке всем, кто твёрдо верит в Него, ибо для любого старовера на первом месте вечный Бог, а не преходящие земные правители. И вот мы миновали Чусовой, следом – Горнозаводск, стелу “Европа – Азия” и оказались на севере Свердловской области. Проехали Верхнюю Туру и через четыре с небольшим часа после отъезда из Перми уже въезжали в Боранчинский. Извилистой лентой пересекала старинный посёлок река Боранча, неподалеку виднелись отроги Уральского хребта, а повсюду радовало взор буйство майских красок, пышное цветение сирени, ароматом которой был напоен воздух.
Нас уже ждали в уютном двухэтажном доме старовера Андрея Дубровина, дом этот хозяин построил своими руками при помощи младшего брата и одного из друзей. Андрей – мастер широкого профиля: водитель, строитель, печник, столяр, плотник, резчик по дереву, и ни одно дело не валится у него из рук. Внутренний интерьер дома удивлял отменным художественным вкусом, где была строго продумана каждая деталь. Под стать Андрею и трудолюбивая жена Наталья, мать шестерых детей. Христианская семья Дубровиных – это малая церковь, где дети сызмальства приобщаются к богослужению, где старшие, помогая родителям, присматривают за младшими, где каждый имеет свои обязанности.
После трапезы у гостеприимных хозяев мы отправились на вечернюю службу в Храм во имя Вознесения Господня. Небольшая церковь живописно смотрелась на Вознесенской горке, давшей ей название, а основана она была в 2001-м году по инициативе протоиерея о.Михаила Татаурова из Шамар. Узнаваем был ухоженный внутренний двор церкви со цветочными клумбами и кустами сирени. На престольный праздник в Боранчинский приехали гости из Перми, Москвы, Нижнего Тагила, Лысьвы, Шамар, Ивделя, а возглавил службу Владыко Евфимий, епископ Казанско-Вятский и Уральский.
Нельзя не сказать несколько слов об удивительной судьбе этого человека, физика-ядерщика по профессии. Посвятив себя церкви Христовой, Владыко не жалел себя: не взирая на два перенесённых инфаркта, он согласился с 2018-го года окормлять и Уральскую епархию, посетив все её приходы с целью дальнейшего их развития. Только за май нынешнего года епископ побывал на престольном празднике в Перми, помолился в Менделеево, в Ижевске, в Балаково, в Лысьве, в Чайковском, в Ивделе, побывал в Нижнем Тагиле и прибыл в Боранчинский. Столь интенсивный режим служб мог бы утомить и молодого человека, однако, шестидесятиоднолетний Владыко с лёгкостью и душевной радостью несёт свой крест, ставя себе в пример Владыку Григория, ныне окормляющего все приходы Сибири и Дальнего Востока, огромную по величине территорию. Что и говорить, у староверов до сих пор не преодолён кадровый голод, острая нехватка уставщиков, диаконов, священников, епископов, но эти проблемы так или иначе решаются.
Об истории строительства Боранчинской церкви рассказал мне утром двадцать восьмого мая ещё один подвижник-старовер – Анатолий Гагаринов, ныне пребывающий на пенсии и отдающий всё свободное время церковным делам.
– Фундамент под Храм наряду с мужиками рыли и женщины, а, когда вырыли, оказалось, что нет средств на покупку брёвен. Выручили железнодорожники: бесплатно отдали нам рельсы, на них и стоит наша церковь. А раньше, в советские времена, был у нас свой леспромхоз. Был орденоносный электромеханический завод им. М.И.Калинина, где работало больше шести тысяч человек, делали электромоторы до ста киловатт. Трудился там и я многие годы. А ныне остались от этого завода рожки да ножки. И ответ держать некому!
И всё же разговор с пермской гостьей Анатолий Сергеевич завершил на оптимистичный лад:
– Шестой год служит у нас батюшка о.Михаил Лоскутов – добрый священник и крепкий хозяин. Семейка у него немалая – семеро деток, а матушка Юлия ожидает восьмого ребёнка. Все дети – мал мала меньше. Ладно, что решились власти во времена эпидемии на единовременные выплаты для детей от трёх до шестнадцати лет. Десять тыщ на каждого чада для наших многодетных староверческих семей – хорошее подспорье. Как говорят в народе – в коня овёс. Слава Богу, многие стали понимать – там, где живут староверы, нет пьянства, блуда да сквернословия, нет курения и наркоты. Жил бы так весь русский народ!
Торжественным и по-особому просветлённым был праздник Вознесения Господня в небольшой церкви, в интерьере которой преобладали светлые зелёные тона. Радостно, ликующе звучало пение клирошан, и был к тому ещё один повод. Впервые в Храме состоялась хиротония – посвящение Владыкой Евфимием в диаконы Иоанна Пшеничникова, уже живущего с молодой женой в Ивделе, где прихожане долго ждали своего диакона, а в перспективе – и батюшку. Иоанн – старший сын прихожанина из Шамар Алексея Пшеничникова, в семье которого десять детей. С волнением взирал счастливый отец на долгожданное таинство, а чуть позже он пригласил меня побывать в Ивделе, самом северном приходе Свердловского благочиния.
Престольный праздник, на котором присутствовало около ста человек, завершился традиционным чином водосвятия и крестным ходом вокруг церкви под колокольный благовест. Как водится, были сделаны памятные фотоснимки, после чего в церковном доме гостей и хозяев ожидал обильно накрытый стол: в приготовлении обеда боранчинцы явили всё своё мастерство и хлебосольство.
Много поздравлений, пожеланий и тёплых слов прозвучало на этом памятном обеде. Владыко Евфимий в своей речи особо отметил, что ни хозяева, ни гости праздника не испугались вирусной пандемии, ибо тем, кто во имя твёрдой веры в Бога жертвовал своими жизнями, во все времена не были страшны никакие вирусы.
О.Никола Татауров призвал всех крепких мужчин-староверов в ближайшее время приехать в Нижний Тагил, совместным трудом залить фундамент на выделенном для церкви участке, коль скоро на сегодняшний день строительство Храма в Тагиле – это стратегическая задача: город был основан и заселён старообрядцами, потомкам которых насущно необходима своя церковь. Опыт подобной работы уже есть: соборными трудами строились церкви в Перми, Чайковском, Кудымкаре.
В своём приветственном слове я выразила пожелание, что пережитая Россией коронавирусная пандемия заставит многих наших сограждан – после боле чем двухмесячного карантина в тесных квартирках многоэтажных домов – отказаться от скученной жизни в больших городах и перебраться в районные центры, посёлки, сёла и деревни, где сама жизнь на лоне вечно живой и прекрасной природы оздоровляет человека духовно и физически. Именно таким видится мне будущее России.
Галина Чудинова, староверка, прихожанка Храма во имя Святителя Стефана Пермского 01.06.2020
Дата публикации 28.08.2023