Взгляд на историю России в свете трагедии Раскола и революции 1917-го года
Церковный Раскол середины 17-говека и Октябрьская революция 1917-го года – это события взаимосвязанные, о чём неоднократно говорили видные отечественные историки, писатели, публицисты: В.С.соловьёв, И.А.Ильин А.И.Солженицын, Б.П.Кутузов. Справедливы их утверждения, что без трагедии Раскола не было бы революции. В юбилейный год 100-летия Октября актуально осмысление отечественной истории как борьбы созидательных и разрушительных сил и тенденций развития в каждой из её эпох.
Современникам необходимо понять, что причины нынешней демографической катастрофы и духовного упадка государствообразующего русского народа лежат не на поверхности, а уходят вглубь столетий. В 988-м году, после крещения Руси князем Владимиром и принятия Православия Русь выбрала свой путь развития, отличный от Запада и Востока. Главными духовно-нравственными ценностями провозглашались справедливость, добротолюбие, трудолюбие, стремление к спасению в земной и вечной жизни. Эти ценности, порождённые православной верой, позволили нашим предкам в эпоху Киевской и Владимиро-Суздальской Руси давать адекватные ответы на вызовы своего времени, а позже – объединить разрозненные княжества.
Всю первую половину эпохи Московской Руси страна развивалась по восходящей линии. Высочайшую оценку всем достижениям этой эпохи дал И.Л.Солоневич в книге “Народная монархия”: “Та “азиатская деспотия”, в виде которой нам рисовали Московскую Русь, имела свой габеас корпус акт, имела свой суд присяжных, имела своё земское самоуправление и имела дело со свободным мужиком… Самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире…”. Особое внимание Иван Лукьянович уделил самодостаточности Московской Руси, её стремлению следовать собственным путём, несмотря на все подрывные усилия Запада. Иван Грозный категорически отверг лукавые советы папского легата Антонио Поссевино о необходимости принятия Русью католичества, но предшествовавшая этому победа сторонников Иосифа Волоцкого над нестяжателями Нила Сорского во многом определила дальнейшее развитие событий и ослабление Православия.
До сих пор на Руси вечными остаются вопросы: “ Кто виноват?” и “ Что делать?”. Во всех наших бедах исторически виноваты правящие верхи, наши внешние враги, веками работающие на уничтожение России, и пассивность народа, порождённая надломом его духа. О трагедии Раскола, о преступных “реформах” царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона, написано и сказано достаточно много. Однако, до сих пор эта трагедия не осмыслена в массовом сознании, не вошла в школьные учебники, а школьники и молодёжь плохо представляют себе, кто такой протопоп Аввакум, один из величайших духовных исполинов Руси, и какова его роль в сохранении истинного Православия.
Раскол повлёк за собой появление синодальной церкви, подрыв Православия и народного духа, а прозападная династия Романовых обрекла Россию на положение полуколонии. Верх взяли разрушительные силы, развитие страны пошло по нисходящей. Русское самоуправление было заменено бюрократическим аппаратом инородцев. Дворянство напрочь отгородилось от народа иными костюмами, иными развлечениями, иным мировоззрением и иным языком, чего не произошло ни в одной из европейских стран.
Любую эпоху и деятельность любого правителя следует рассматривать в свете имевших место противоречий в характере эпохи или главы государства. Иван Солоневич дал крайне негативную оценку реформам Петра Первого, как и всей имперской эпохе. Глубоко противоречивым явилось правление императрицы Екатерины Второй, одной из умнейших женщин 18-го века. Её кадровые назначения заслуживают всяческого одобрения: благодаря плеяде выдающихся полководцев и флотоводцев – А.Суворова, Г.Потёмкина, Ф.Ушакова и других – русским войскам удалось одержать победы на западном фронте, а на южных рубежах завоевать Новороссию и Крым. В то же время крепостное рабство, казачьи и крестьянские восстания подрывали основы государства, а личная жизнь императрицы не являлась примером для подданных.
К концу правления Романовых долг России западным странам составил огромную величину. В 1913-м году, по оценкам политологов, это была полуколониальная держава с засильем иностранного капитала в промышленности и банковском деле, с полуграмотным большинством населения и со чванливым и презирающим чернь меньшинством.
Философ Питирим Сорокин дал верную оценку событиям октября 1917-го года: «Падение режима – обычно результат не столько усилий революционеров, сколько бессилия и неспособности к созидательной работе самого режима».
Революция 1917-го года стала событием мирового масштаба, событием неизбежным и глубоко противоречивым. Справедливыми были первые декреты Советской власти об отмене всех сословных привилегий, о равенстве в правах мужчин и женщин, о ликвидации безграмотности. Наряду с этим государственная идеология атеизма нанесла сокрушительный удар по фундаментальной России, по её традиционному крестьянскому укладу и во многом обусловила кровопролитие гражданской войны.
Советская эпоха прошла несколько этапов в своём развитии, самым эффективным из которых был сталинский. Правительство времён Сталина было национально ориентированным, оно не рассматривало Запад как “старшего брата” и, тем более, как образец для подражания, что помогло нам одержать победу в Великой Отечественной войне, создать для своей защиты атомное оружие, первыми выйти в космос. В Москве, наряду с памятником жертвам политических репрессий, “стены плача”, как прозвали её в народе, объективности ради, следует воздвигнуть монумент создателям атомной бомбы: Сталину, Берии, Курчатову и всей группе учёных, спасших страну от западной угрозы.
В последующие годы в полной мере сбылось предостережение философа Ивана Ильина, что всякая власть плоха, если она не выдвигает наверх лучших. Тем не менее, советский опыт, как позитивный, так и негативный, имеет для нас огромное значение: всякое огульное отрицание советского прошлого губительно для нашего будущего.
Атеизм и бездумный, безоглядный интернационализм советских времён сыграл над нами злую шутку, привёл к ослаблению фундаментальных основ России и подрыву духа русского народа. Редьярд Киплинг, бард британского империализма, некогда гордо призывал своих соотечественников к колониальному владычеству в одном из программных стихотворений: “Несите бремя белых!”. Ответным бумерангом колониального бремени стал захват Западной Европы мигрантами из бывших колоний.
В советские времена компартия негласно проводила курс на бремя русских. Все союзные республики жили и процветали за счёт русского народа, падения его жизненного уровня и рождаемости. В настоящее время проводится тот же курс в отношении национальных республик, жителям которых достаётся больше благ, нежели русским. Огромный урон стране приносит неконтролируемая миграция. Книга Владимира Голубева “Выживание русских” посвящена наболевшей демографической проблеме народа, во многом утратившего свои православные корни. К концу Советской эпохи социальная пассивность народа достигла своей апогеи.
Слабость, недальновидность, а порой предательство верхов, наряду с безволием народа стали причинами контрреволюции 1990-х годов, когда к власти пришла компрадорская буржуазия, обрекшая страну на разграбление. Итогами “реформ” Романовской империи и распада Советской империи стало приближение проамериканской и профашистской Украины к границам Брянской, Воронежской и Ростовской областей. К счастью, России удалось вернуть себе Крым, но под вражескими обстрелами остался рвущийся к нам Донбасс.
Постсоветский период нашей истории во многом повторил имперскую эпоху. Стремление пришедших к власти либералов на любых условиях приблизиться к любимому ими Западу было законодательно закреплено в Конституции, привело к появлению в России класса олигархов, к господству дикого, сырьевого капитализма, обрекло страну на положение полуколонии. Масштаб разрушений страны – духовных, экономических, политических – оказался беспрецедентным, многократно превысил наши потери времён Великой Отечественной войны. Ныне во внутренней политике страны продолжается губительный ельцинско-гайдаровский курс, обрекающий народ на нищету и вымирание. В культурной, духовной сфере либералы оголтело стремятся переформатировать сознание народа, на свой лад переписать отечественную историю, нанести окончательный удар по духу нации.
Как и сто лет назад, намечается попытка государственного переворота, окончательной сдачи России Западу. Главная потеря имперской, советской и постсоветской эпох – это потеря нашего собственного пути, главное наше обретение – наш горький опыт.
На вопрос: “Что делать” может быть дан единственно правильный ответ: твёрдо сворачивать на собственный, не зависимый от Запада путь развития, заданный нам Творцом, создавать сильное общество с высокой социальной активностью, создавать государство нового типа, способное стать добрым примером для других стран.
Образ достойного будущего в наши дни выдвигается на первый план. Что, действительно, способно объединить русский и другие коренные народы России? Это новая мирная революция, путь построения мощной духовно-нравственной державы, социально справедливой и экономически сильной, где справедливость не будет уравниловкой и восторжествует созидательный труд. Готовить народ к предстоящим испытаниям можно лишь правдивой историей. Несправедливость и страшное социальное расслоение – главные проблемы нынешней России.
При всех стараниях правящих либералов им не удалось убить дух русского и других коренных народов России. Народно-освободительная война в Донбассе, осознание всё большим количеством людей уродливого, вопиюще несправедливого, ведущего к катастрофе нынешнего курса страны позволило возникнуть новой общественной тенденции, направленной на победу мирной революции, изменению всей общественно-политической и экономической системы – с выдвижением наверх лучших из лучших, честных профессионалов, по коим давно истосковался уставший от ворья народ. Хорошим примером для нас должен послужить недавний мирный переворот в ЛНР, когда без единого выстрела и без кровопролития власть от потенциальных предателей перешла к силовым структурам, чья деятельность направлена на сближение с Россией.
Первыми декретами духовно-нравственной державы должны стать изменения в Конституции, верховенство российских законов над враждебными нам законами международными, отмена итогов преступной приватизации 1990-х годов и максимально эффективная советизация экономики. Повторение провозглашённого в 20-е годы ХХ века курса на всеобщую атеизацию страны в современных условиях означало бы её окончательную гибель. Но недопустим и другой перехлёст: яростная критика атеизма, любое принуждение к вере в Бога. Народная мудрость не зря гласит: невольник – не богомольник. Курс на возрождение Православия, всех традиционных религий и ценностей, должен быть мудрым и продуманным, как и обоснование государствоообразующей роли русского народа. Необходимо объединение всех здравых сил, верующих и атеистов, во имя спасения нашей цивилизации, подвергаемой постоянным атакам изнутри и извне.
Сегодня, по мнению ряда политологов, мы стоим перед таким же выбором, как сто лет назад: или будет Россия колонией Запада, объявившего нам войну на уничтожение, или будет создано национально ориентированное государство, ставящее во главу угла интересы народа, работающее на развитие страны. Социально-эффективное общество – это церковные приходы, активные профсоюзы, общественные советы, народный контроль, созидательная работа всех творческих союзов, ответственность каждого человека за судьбу своих детей и внуков и судьбу страны. Будущая победа новой мирной революции зависит от каждого из нас: в этом – главный урок Раскола середины 17-го века и Октября 1917-го года.
Галина Чудинова
Дата публикации 28.08.2023