Некролог Ивану Николаевичу Татаурову
10 февраля 2019 года ушёл в мир иной уважаемый многими человек – Иван Николаевич Татауров. Ему было 78 лет и жил он в п. Шамары. Знали его как уставщика Шамарской церкви и отца двух священников о. Михаила и о. Николы Татаувовых. Думается, что его жизненный путь будет поучительным и интересным для многих.
Родился он в деревне Беляковка Свердловской области. С юных лет не отличался особой религиозностью. Мама у него была ревностная старообрядка, а папа никонианин. В таком союзе редко бывают религиозные дети. Но отец рано ушёл из жизни, и с двадцати лет сына воспитывала мать. Поэтому женился он на благочестивой христианке-старообрядке Любови Мелентьевне Поткиной. Сразу же повенчались в церкви города Омутнинска, где проживала невеста, там и остались жить. Венчал их протоиерей о. Иулиан Босых, который в это время был один священник на весь Урал и за его пределами. В пост он мог месяц отсутствовать дома, объезжая вверенную ему территорию. Через год после венчания у молодой четы рождается сын Михаил, а ещё через год сын Никола. Больше Господь им детей не дал. Иван Николаевич работал шофёром, Любовь Мелентьевна – медсестрой. Ходили в церковь, брали с собой своих маленьких мальчиков. В то время в церкви было очень мало молодёжи – дети священника да дети Ивана Николаевича. Была проблема и с уставщиками. И вот когда занемогла престарелая матушка Ираида, встал вопрос: «Где брать уставщика?» Самым молодым и перспективным (способным ещё обучиться этому делу ) оказался Иван Николаевич. Его стали уговаривать. А у него хорошая работа, всегда как лучшему специалисту давали новый автобус, чтоб развозить начальство, рабочих. Иван Николаевич слыл непьющим, безотказным и всегда в форме. На работе подходит очередь на квартиру и на машину (в то время было всё по очереди) и уход с работы означал потерять очередь. А с другой стороны - нужда церкви. Умрёт, матушка Ираида, и некому будет вести службу. У многих Иван Николаевич спрашивал совета, как быть, и многие, даже духовные люди, советовали ему не оставлять хорошей работы, ведь нужно было поднимать двух сыновей, которым к тому времени исполнилось лет по 15. «Свято место пусто не бывает» - говорили они. Найдётся, мол, человек. Но Иван Николаевич всё же решил помочь церкви, положившись на волю Божию. В то время нельзя было работать только в церкви, и чтобы сначала обучиться, а затем и работать уставщиком, Иван Николаевич вынужден был оставить хорошую работу и уйти в сторожа, чтобы было время всегда присутствовать на богослужении. Сослуживцы недоумевали, начальство уговаривало, все были очень удивлены, почему молодой, перспективный шофёр в 40 лет ушёл в сторожа. Так началось служение церкви у Ивана Николаевича. Вся перспектива мирской жизни – зарплата, квартира и машина, были принесены в жертву ради того, чтобы в церкви Божией продолжалась служба. Может быть, кто-то бы и решился другой, а может - нет, всё это в руках Божьих. Одно точно - не произошло бы этого самопожертвования, не было бы посеяно благодатных семян на ниву Христову. Может быть, и не стали сыновья Ивана Николаевича священниками, а выучились в институтах, стали бы инженерами. Но выучиться на инженеров им не удалось, а познать церковный устав, церковное строительство, церковные нужды им пришлось. Приходилось помогать отцу. Придя из армии и расставив приоритеты в этой жизни правильно, они решили идти по стопам отца и помогать в нуждах церкви. В то время дел было много, да делателей мало. И сейчас, в наше, казалось бы, благополучное время, половина церквей стоит без священников и уставщиков, потому что мало осталось таких как Иван Николаевич. Все стараются обучить своих детей светским премудростям, чтоб дети имели хорошую, перспективную работу. А дело Божие подождёт. К сожалению, так бывает, когда в людях нет ревности о Божием.
В 1996 году Иван Николаевич с Любовь Мелентьевной переехали жить в посёлок Шамары, помогать своему старшему сыну - Михаилу созидать приход с вновь освящённой церковью. В Омутнинске к тому времени уже не было проблем с уставщиками. Иван Николаевич обучил многих, так как не «держался» за указку, а давал молодым дорогу, делился опытом. А ведь, к сожалению, бывает наоборот. У уставщика или священника нет учеников не потому, что нет людей, а потому что человек не учит, не приближает к себе, все его боятся и не лезут на рожон. Есть хорошее изречение: «Кто сеет о благословении, о благословении и пожнёт, а кто сеет скудостью, скудостью и пожнёт». Им бы порой научить руководствоваться и тогда дела в церкви пойдут лучше.
В последнее время Иван Николаевич был в Шамарах уже просто почётным уставщиком. Он не брал указки, не запевал. Это делали его ученики. Его голос уже ослаб, руки не могли держать тяжёлые церковные книги, но он всегда стоял на клиросе, тихонько подпевая хору и своим присутствием вдохновляя молодых. Сейчас в Шамарах каждый второй клирошанин - уставщик и регент, и в этом немало заслуг Ивана Николаевича, который щедро делился тем, что получил от матушки Ираиды в свои 40 лет.
Был не строгим учителем, а таким, которого не боялись, но уважали.
И поэтому думается, что Господь воздаст ему благим воздаянием за его труды, строго не спросит за грехи, поскольку и он был не строгим судиёй и примет его, как своего в райских обителях, уготованных служителям Своим.
Дата публикации 28.08.2023