Особенности старообрядческого крестного хода в Шамарах
Живописное село Шамары, что привольно раскинулось вдоль берегов реки Сылвы на западе Свердловской области, давно уже стало одним из исторических центров старообрядчества. Ежегодно седьмого июля в храме во имя Рождества Иоанна Предтечи совершается торжественная служба по случаю престольного праздника. А на следующий день – восьмого июля – проводится традиционный крестный ход к месту упокоения священномучников Аркадия и Константина. Множество паломников со всех концов России приезжают в эти дни в Шамары.
В нынешнем году около трёхсот человек отмолились на службе, и треть из них приняли участие в крестном ходе. К шести часам утра паломники уже собрались во дворе храма. По случаю пасмурной погоды многие из них прихватили с собой зонтики да плащевые накидки, что оказалось совсем не лишним. Я, одна из немногих в надежде на жаркую погоду, длившуюся на Урале более двух недель, одела поверх блузки лишь лёгкий свитерок. Вспомнила при этом мой первый крестный ход в Шамарах летом две тысячи одиннадцатого года, когда участники его при изнурительной жаре прошли все двадцать пять километров до часовни и источника со святой водой, а после похода искупались в Сылве.
Но, как известно, год на год не приходится. Человек предполагает, а Бог располагает. Настоятель храма, протоиерей о.Михаил Татауров, пригласил паломников в церковь для краткой напутственной молитвы, после которой все отправились в путь. Надо видеть, как торжественно красив и одухотворён старообрядческий крестный ход! Впереди движется отрок с фонарём, за ним – священники: о. Павел Зырянов из Екатеринбурга, о.Михаил Лоскутов из посёлка Боранчинский, о.Георгий Дубровин из Перми. Следом мужчины в строгих чёрных кафтанах несут хоругви и иконы, за ними движутся певчие, на ходу читая молитвы. На одной из икон – лики Святых муромских Петра и Февронии: крестный ход всегда совпадает с Днём семьи, любви и верности, что глубоко символично. Многие молодые люди находят спутника или спутницу жизни во время паломничества, беря пример с великой любви и верности муромских Святых. Многие загадывают самые заветные свои желания, моля Господа об их исполнении.
На сей раз паломники были из Москвы, Челябинска, Екатеринбурга, Перми. Ревды, Лысьвы, из многих посёлков Урала. Самой старшей из них, жительнице Ревды, было восемьдесят восемь лет, и она бодро прошла более трети пути. В колонне было много детей – от десяти и более лет, – и они шли бодро наравне со взрослыми. Сзади и спереди колонну сопровождали две полицейские машины, что двигались на медленном ходу.
Часам к семи утра пошёл мелкий дождик. Грибной, как называют его в народе. Поначалу, со свежими силами идти было легко под молитвы и духовные песнопения, но дождь понемногу усиливался: небо сплошь затянули низкие серые тучи. После девяти километров пути батюшки сделали небольшой привал, да только посидеть на мокрой придорожной траве было невозможно. На привале Анна, одна из самых активных пермских прихожанок, отдала мне дождевую накидку, оставшись с зонтом. Накидка пришлась как нельзя более кстати: к тому времени я была наполовину промокшей.
Я прошла под дождём около двенадцати километров и почувствовала, что силы оставляют меня. Тут подвернулась попутная машина. Опытный водитель, ехавший вместе с дочкой в село Платоново, хорошо знал, кто такие староверы и куда движется их крестный ход. Он предложил мне немного прокатиться вместе с ними, отдохнуть в тепле на заднем сидении. Увлекшись разговорами, я проехала больше, нежели хотела. Меня высадили на остановке под крышей, где более часа, сидя на скамейке, прождала я паломников. Дождь тем временем стал проливным, и я, грешным делом подумала, что участники хода вызвали автобусы и вернулись обратно в Шамары. Бес подзуживал меня остановить попутку и вернуться назад, и я уже остановила машину, когда из-за поворота показалась медленно движущаяся полицейская легковушка, за которой шла колонна паломников. Промокшие под ливнем, они наперекор стихии двигались вперёд с хоругвями и иконами, громко распевая 102-й Псалом: “Благослови душе моя Господа…”.
Устыдившись собственного малодушия, я вскинула на плечи рюкзак, поверх его – накидку и присоединилась к колонне, испытывая в тот момент гордость за староверов. Какая другая конфессия решилась бы на такой марш-бросок под дождем? Сопровождавшие колонну полицейские, вероятно, давно перестали удивляться подвижничеству староверов.
Отдых помог мне преодолеть оставшийся путь, но неподалеку от Платоново нас ждало главное испытание – два километра по раскисшей глинистой полевой дороге. Мы шли по краю клеверного поля, рискуя каждую минуту подскользнуться и упасть в жидкую грязь. Но, слава Богу, никто не упал, а на промокшую насквозь одежду и обувь уже никто не обращал внимания. На то он и Крестный ход! Разве легко было Исусу Христу на своём пути к Голгофе?
И вот, наконец, заветная часовня, окружённая вековыми соснами. Надпись на кипарисовом кресте гласит: «Здесь покоются раби Божии священноиноци Аркадий и Константин, убиеннии в лето 7364-е генваря 18 дня. Согласно преданию, что Аркадий и Константин были родными братьями, грамотными и начитанными. Происходили они из часовенного согласия, но вскоре признали истинность белокриницкой иерархии. После присоединения к ней были рукоположены в священнический сан. Вернувшись на родину, братья поселились в лесной чаще Красноуфимского уезда Пермской губернии. Вскоре была готова келья. Весть, что в лесу подвизаются отшельники, разлетелась по округе. Люди стали приходить к подвижникам за благословением, помощью и советом. Приезжали даже издалека. Одни радовались общению с подвижниками, а другие клеветали на них, обвиняя во мздоимстве и сребролюбии.
Аркадий и Константин приняли мученическую кончину 18 января по старому стилю, по новому — 31 января 1857 года, а тела их были найдены через полгода нетленными. Это чудо так поразило местных жителей, что многие из них пришли к истинной вере.
Власти начали полицейское расследование. Врач, вызванный для проведения вскрытия, отказался резать тела угодников Божиих, ведь скальпель зазвенел о стальные вериги. Вскоре убийцу нашли. Он признался, что убил священноиноков, думая, что в их келье хранятся золото и ценности, поскольку христиане часто посещали подвижников. Но никаких ценностей в келье преступник не нашел.
Весной 1996-года делегация Московской Митрополии провела освидетельствование мощей. Когда вскрыли могилу, присутствующие ощутили благоухание. Были найдены хорошо сохранившиеся мощи, полуистлевшая одежда и железные вериги, рассыпавшиеся при прикосновении. Мощи преподобномучеников были погребены на прежнем месте, над могилой воздвигли новую часовню. Часть мощей перенесли в шамарский храм, где они бережно хранятся в раке.
В конце октября 1997-го года на Освященном Соборе РПСЦ состоялось общецерковное прославление двух святых иноков — преподобномучеников Аркадия и Константина, шамарских чудотворцев, исцеливших за многие годы немало людей.
Вот и в памятный для всех день восьмого июля уставшие, но счастливые паломники возле часовни приложились к кресту у о. Михаила Татаурова, подъехавшего к священному месту после литургии. Всех окропили святой водой, всем дали вкусить просвирки, многие набрали с собой воды из источника. После лёгкого перекуса в полевой кухне обратный путь по глинистой дороге не показался столь тяжёлым. На шоссе всех нас ждали легковые машины, а в Шамарах – горячий обед. Нельзя не восхищаться высоким уровнем организации крестного хода, и здесь велика заслуга о.Михаила, его большого семейства да и всех шамарских прихожан.
В чём особенности староверческих крестных ходов Шамарах? Если летом богомольцы идут к часовне через поле, то зимой едут в Платоново на машинах и дальше движутся пешком по льду Сылвы. Ни мороз, ни сугробы им не помеха. И вот чудо: даже зимой удается набрать воды из незамерзающего святого источника!
Галина Чудинова
Дата публикации 28.08.2023