Одиннадцатые Аввакумовские чтения в Перми
По мере приближения в 2020-м году 400-летия со дня рождения Священномученика и исповедника протопопа Аввакума весь православный мир всё глубже осмысляет немеркнущий подвиг этого духовного исполина и готовится достойно встретить юбилейную дату. В пермском Храме во имя Святителя Стефана Пермского на протяжении уже многих лет в середине декабря проводятся Аввакумовские чтения, приуроченные ко дню рождения протопопа Аввакума – мыслителя, писателя, идеолога и борца за чистоту Православия, противника “реформ” патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.
Одиннадцатые по счёту чтения состоялись в Храме семнадцатого декабря после Божественной литургии и прошли вполне успешно, на хорошем организационном и содержательном уровне. Докладчикам и слушателям были предложены для дискуссий следующие вопросы:
– Отношения старообрядцев в юбилейном 2017-м году к событиям столетней давности: доводы “за” и “против” революции 1917-го года.
– Последствия революции 1917-го года и перспективы развития Православия;
– Подготовка к 400-летию со дня рождения Священномученика протопопа Аввакума.
Замечательной прелюдией к чтениям прозвучал доклад протоиерея о.Валерия Шабашова, благочинного Пермского края, под названием “Грустный юбилей”. Батюшка донёс до слушателей много печальных цифр и фактов. Он, в частности, отметил, что триста лет правления Романовых подготовили события 1917-го года, а после отречения Николая Второго более 90% солдат действующей армии больше не пошли в церковь: главным завоеванием большевиков стало безбожие народа. Последствия этого ощутимы в настоящее время: за тридцать лет русское население в крае сократилось на один миллион, зато в Пермский край въехало несколько сот тысяч мусульман. В лихие 1990-е годы всё вернулось на круги свои – заводы, фабрики и земля снова стали частными, а безбожие осталось. Европа осодомилась, Господь за отступничество людей от веры попустил множество трагедий во всём мире. И лишь те немногие, что сохранили твёрдую веру в Христа, сына Божия, являются живым примером для остальных.
Два интересных доклада были посвящены проблемам семьи. Приехавший на чтения в Пермь о. Сергий Махнёв, иерей из Йошкар-Олы, вновь напомнил собравшимся, что семья протопопа Аввакума являлась крепостью веры. Отче Сергий привёл немало доказательств тому. И, хотя для большинства старообрядцев “Житие протопопа Аввакума” давно стало настольной книгой, до сердца каждого дошли ставшие классическими слова:
“Я пришёл – на меня, бедная, пеняет, говоря: “долго ли мука сея, протопоп, будет?” И я говорю: “Марковна, до самыя до смерти!” Она же, вздохнув, отвечала: “добро, Петрович, ино еще побредем”. Протопоп Аввакум, любящий муж и отец семейства, в условиях тяжелейшей сибирской ссылки мужественно ответил жене, что нести свой крест им придётся до конца дней, и Настасья Марковна разделила его участь.
Матушка Наталья Татаурова, выступив с сообщением “Вклад старообрядцев в сохранение семейных ценностей и нравственности”, заставила слушателей вновь задуматься над тем, почему евреи-большевики, стремясь разрушить традиционные русские семьи, заявляли, что для революционеров совершить половой акт так же просто, как выпить стакан воды. А в современной Европе на смену обычным семья пришли однополые “родитель № 1” и “родитель № 2”. Надо ли повторять, что староверы веками насмерть стояли против всяческого содомизма?
Прихожанка и публицист Галина Чудинова в докладе “Взгляд на историю России в свете трагедии Раскола и революции 1917-го года” особо отметила, что в настоящее время необходимо объединение всех здравых сил, верующих и атеистов, во имя спасения Русского мира и нашей цивилизации, подвергаемой постоянным атакам изнутри и извне: “Сегодня мы стоим перед таким же выбором, как сто лет назад: или будет Россия колонией Запада, объявившего нам войну на уничтожение, или будет создано национально ориентированное государство, ставящее во главу угла интересы народа, работающее на развитие страны. Социально-эффективное общество – это церковные приходы, активные профсоюзы, общественные советы, народный контроль, созидательная работа всех творческих союзов, ответственность каждого человека за судьбу своих детей и внуков и судьбу страны. Будущая победа новой мирной революции зависит от каждого из нас: в этом – главный урок Раскола середины 17-го века и Октября 1917-го года”.
Всеобщее внимание привлёк доклад кандидата исторических наук Сергея Чазова “Старообрядцы и революция 1917 года”. В нынешнем году на ряде сайтов размещены были обличительные статьи о том, как староверы финансировали революцию: следовало разобраться в данном вопросе. С.И.Чазов поработал в архивах, собрал большой материал и донёс до слушателей, что, действительно, староверы жертвовали большие деньги на революцию. Казалось бы, её спонсоры виновны в том, что она свершилась! Но реальность была такова, что иностранный капитал в начале ХХ века прибрал к своим рукам две трети всей собственности в России, а купцы и промышленники-староверы всячески боролись с этой колонизацией, с засильем иностранцев, потому и помогали революционерам. Примером тому являлась деятельная помощь им от Саввы Морозова, Рябушинских, Третьяковых, Мамонтовых, Алексеевых, многих других состоятельных семей. На заводах и фабриках старообрядцев был восьмичасовой рабочий день, как и все нормальные условия для труда и быта. На предприятиях с иностранным капиталом к рабочим относились так же, как к неграм в Америке до гражданской войны. Иностранцы рассматривали русских тружеников лишь как рабочую скотину. Удивительно ли, что борьба в сфере экономики была самой ожесточённой? К началу 1917-го года староверам удалось вытеснить почти весь иностранный капитал из России, отжать многие промыслы, однако, у них не было своей политической партии и армии, а большевики пообещали народу лучшую жизнь и победили. Мало кто знает об этой странице нашей истории, и теперь она повторяется. Иностранных инвесторов в России хоть пруд пруди, и они вновь рассматривают нашу страну как свою колонию, а отечественные предприниматели пока что не составили им твёрдую конкуренцию.
Директор школы для больных детей Сусанна Строганова в содержательном докладе “Система образования до и после революции 1917 года” поделилась своими размышлениями о плюсах и минусах отечественного образования более чем за двухсотлетний период. К сожалению, в нынешней системе образования пока что преобладают минусы.
Доктор технических наук Сергей Белобородов, как всегда, выступил ярко и эмоционально по проблеме “Основной конфликт Раскола”. Он акцентировал внимание слушателей на том, что главным виновником Раскола был не патриарх Никон, впоследствии отправленный в ссылку, а сам царь Алексей Михайлович Романов, стремившийся во что бы то ни стало подмять церковь под государственную власть. Позже всё начатое им завершил Пётр Первый: произошёл катастрофический надлом народного духа и веры, приведший к революции 1917-го года.
Удачным дополнением к докладам послужила музыкальная пауза. Хор из села Шамары, одного из центров староверчества на Урале, исполнил на греческом языке “Гимн Богородице” и пропел стих “Гефсиманский сад”. Порадовал слушателей и молодёжный хор пермского прихода распевом “Берегите любовь” и задостойником “О Тебе радуется Обрадованная всякая тварь”.
Чтения традиционно завершились молитвой и общей трапезой, к концу которой мощно прозвучало благодарственное песнопение “Многая лета!”, адресованное главному их организатору, настоятелю пермского Храма иерею о. Николе Татаурову. Несомненно, что подобное мероприятие надолго останется в памяти у всех его участников, поможет им полнее и глубже понять нашу историю, непреходящее значение православной веры для Русского мира во все времена.
Галина Чудинова
Дата публикации 28.08.2023