Пермское староверие - Главная
Свидетельства
Молитвослов
Катехизис
Закон Божии
Библия

БИБЛИЯ


Все тексты и комментарии адаптированы для православного чтения , а именно : нововведения "Иисус" , "Давид" и "Иерусалим" возвращены к первоначальному написанию "Исус" , "Давыд" и "Иеросалим". Остальные новшества оставлены на совести авторов синодального издания .

ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Я всегда внушаю и не перестану внушать , чтобы вы не только здесь внимали тому, что говорится , но и дома постоянно занимались чтением божественных Писаний. Это я всегда внушал и тем , которые частным образом бывают вместе со мною. Никто пусть не говорит мне этих холодных и достойных всякого осуждения слов: я привязан к судилищу, занимаюсь делами общественными , упражняюсь в ремесле , имею жену , воспитываю детей , управляю домом , я человек мирской; не мое дело читать Писания , но тех, которые отказались от мира, поселились на вершинах гор и ведут такую жизнь постоянно. Что говоришь ты , человек, будто не твое дело заниматься Писаниями , - вследствие того, что ты развлекаешься бесчисленными заботами? Нет, это - твое дело больше , нежели их; потому что они не столько имеют нужду в помощи божественных Писаний , сколько обращающиеся среди множества дел. Монахи , удалившись от торжища и от смятений торжища, устроив келии в пустыне и не имея ни с кем никакого общения , но любомудрствуя беспрепятственно в своей мир ной тишине , как бы сидя в пристани , наслаждаются великою безопасностью; а мы, волнующиеся , как бы среди моря , и впадающие во множество грехов , всегда нуждаемся в постоянном и непрерывном утешении от Писаний. Те сидят вдали от борьбы , от чего и немного получают ран; а ты постоянно находишься в боевом строе и получаешь непрерывные удары; поэтому и больше нуждаешься во врачевствах. И жена раздражает тебя , и сын огорчает , и слуга приводит в гнев , и враг строит козни , и друг завидует , и сосед клевещет , и сослуживец поставляет ногу , не редко и судья угрожает , и бедность опечаливает , и небрежность домочадцев заставляет плакать , и счастье надмевает, и несчастие повергает в уныние; и со всех сторон окружают нас многие случаи и поводы то к гневу , то к заботам , то к унынию и печали, то к тщеславию и гордости , и отвсюду несутся бесчисленные стрелы. Посему нам постоянно нужно всеоружие Писаний. "Знай" , говорит премудрый , "что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь" (Сир. 10:18). И похоти плотские силь нее восстают на обращающихся среди людей; ибо и благообразное лицо и красивое тело поражают нас чрез глаза , и постыдное слово, вошедши чрез слух , возмущает нашу мысль; а часто и песнь, искусно пропетая , нарушает доброе настроение души. Но что я говорю об этом? То , что кажется ничтожнее всего этого , именно запах благовоний , навеянный как-нибудь на пути распутными женщинами , по простой случайности увлекает человека в свой плен.

И много есть подобных обстоятельств , которые осаждают нашу душу; почему нам нужны божественные врачевства , чтобы мы могли и врачевать раны , уже полученные , и предотвращать еще не полученные , но угрожающие , издали обессиливая и отражая диавольские стрелы постоянным чтением божественных Писаний. Ибо невозможно , невозможно спастись никому , кто не упражняется постоянно в духовном чтении; но и то еще хорошо , если мы , пользуясь непрестанно этим врачевством, успеем спастись когда-нибудь. Если же , получая каждый день раны , мы не будем пользоваться никаким врачевством , то какая нам надежда на спасение? Не видишь ли , как медных , золотых и серебряных дел мастера , или занимающиеся каким бы то ни было ремеслом , берегут в целости все орудия своего ремесла , и , хотя бы принуждал голод или угнетала бедность, лучше решаются потерпеть все, нежели продать , для своего пропитания , какое-нибудь из орудий своего ремесла? Многие часто решались скорее войти в долги , чтобы прокормить дом и детей , нежели продать даже малей шее из орудий своего ремесла; и весьма справедливо. Они знают , что когда проданы будут орудия , то все мастерство будет для них бесполезно и уничтожится всякая возможность благоприобретения; а когда орудия целы , то , упражняясь постоянно в своем ремесле , они могут со временем уплатить сделанные займы; если же поспешат продать их другим , то уже не будут в состоянии найти где-нибудь облегчение своей нищеты и голода. Так и мы должны настраивать себя. Как для них орудиями ремесла служат молот , наковальня и клещи; так и для нас орудиями нашего искусства служат апостольские и пророческие книги и все Писание, "богодухновенное и полезное" (2Тим. 3:16). И как они теми орудиями обделывают всякие сосуды , за какие ни возьмутся: так и мы этими пособиями устрояем душу нашу, исправляем расстроившуюся, обновляем обветшавшую. Притом они показывают свое искусство не более , как в устройстве внешнего вида вещей: ибо не могут изменить вещества сосудов , ни сделать серебра золотом , но только изменяют формы их; а ты - не так: ты можеш ь сделать больше их; взяв деревянный сосуд , можешь когда-нибудь сделать его золотым. Свидетель этому Павел , который говорит так: "А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном , а другие в низком употреблении. Итак , кто будет чист от сего , тот будет сосудом в чести , освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело"(2Тим. 2:20-21). Итак , не будем пренебрегать приобретением (священных) книг , чтобы нам не получить смертельных ран; не будем зарывать золото в землю, но станем собирать себе сокровище духовных книг. Золото , когда умножается, тогда особенно и вредит приобретшим его; а эти книги приносят великую пользу имеющим их у себя. Как хранящиеся где-нибудь царские орудия , хотя бы и никто не пользовался ими , доставляют великую защиту живущим в том месте , потому что ни разбойники , ни подкапыватели стен , ни другие какие-либо злодеи , не осмеливаются напасть на этот дом; так , где есть духовные книги , оттуда прогоняется всякая сила диавольск ая , и живущим там бывает великое назидание в добродетели. Даже один вид таких книг делает нас более воздержными от греха; если мы и дерзаем на что-нибудь запрещенное и сделаем себя нечистыми , то , возвратившись домой и взглянув на эти книги, мы более осуждаем себя в совести и делаемся менее склонными к повторению тех же грехов , а если , напротив , будем жить благочестиво , то получим оттуда еще большую пользу. Как только кто касается Евангелия , то тотчас благоустрояет ум свой , и при одном только взгляде на него - отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение , то душа , как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания. А что, скажут , если мы не понимаем содержащегося в них? Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них , от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем невозможно , чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила , что эти книги сложили мытари , рыбари, скинотворцы , пастыр и овец и коз , люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке , чтобы всем было удобопонятно то , что говорится , чтобы и ремесленник , и слуга , и вдовая женщина , и необразованнейший из всех людей получали пользу и назидание от слушания; ибо не для суетной славы , как внешние (мудрецы) , но для спасения слушателей сложили все это те , которые в начале удостоились благодати Духа.

Том I , книга 2 , глава 34 , слово третье , части 2-3.