|
БИБЛИЯ
|
|
Все тексты и комментарии
адаптированы для православного
чтения , а именно :
нововведения "Иисус" , "Давид"
и "Иерусалим" возвращены к
первоначальному написанию
"Исус" , "Давыд" и "Иеросалим".
Остальные новшества
оставлены на совести
авторов синодального
издания .
|
|
ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ЧТЕНИИ
СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Я всегда внушаю и
не перестану внушать , чтобы вы
не только здесь внимали тому,
что говорится , но и дома
постоянно занимались чтением
божественных Писаний. Это я
всегда внушал и тем , которые
частным образом бывают вместе
со мною. Никто пусть не
говорит мне этих холодных и
достойных всякого осуждения
слов: я привязан к судилищу,
занимаюсь делами
общественными , упражняюсь в
ремесле , имею жену , воспитываю
детей , управляю домом , я
человек мирской; не мое дело
читать Писания , но тех,
которые отказались от мира,
поселились на вершинах гор и
ведут такую жизнь постоянно.
Что говоришь ты , человек,
будто не твое дело заниматься
Писаниями , - вследствие того,
что ты развлекаешься
бесчисленными заботами? Нет,
это - твое дело больше , нежели
их; потому что они не столько
имеют нужду в помощи
божественных Писаний , сколько
обращающиеся среди множества
дел. Монахи , удалившись от
торжища и от смятений торжища,
устроив келии в пустыне и не
имея ни с кем никакого
общения , но любомудрствуя
беспрепятственно в своей мир
ной тишине , как бы сидя в
пристани , наслаждаются
великою безопасностью; а мы,
волнующиеся , как бы среди
моря , и впадающие во множество
грехов , всегда нуждаемся в
постоянном и непрерывном
утешении от Писаний. Те сидят
вдали от борьбы , от чего и
немного получают ран; а ты
постоянно находишься в боевом
строе и получаешь непрерывные
удары; поэтому и больше
нуждаешься во врачевствах. И
жена раздражает тебя , и сын
огорчает , и слуга приводит в
гнев , и враг строит козни , и
друг завидует , и сосед
клевещет , и сослуживец
поставляет ногу , не редко и
судья угрожает , и бедность
опечаливает , и небрежность
домочадцев заставляет
плакать , и счастье надмевает,
и несчастие повергает в
уныние; и со всех сторон
окружают нас многие случаи и
поводы то к гневу , то к
заботам , то к унынию и печали,
то к тщеславию и гордости , и
отвсюду несутся бесчисленные
стрелы. Посему нам постоянно
нужно всеоружие Писаний.
"Знай" , говорит премудрый , "что
ты посреди сетей идешь и по
зубцам городских стен
проходишь" (Сир. 10:18). И похоти
плотские силь нее восстают на
обращающихся среди людей; ибо
и благообразное лицо и
красивое тело поражают нас
чрез глаза , и постыдное слово,
вошедши чрез слух , возмущает
нашу мысль; а часто и песнь,
искусно пропетая , нарушает
доброе настроение души. Но что
я говорю об этом? То , что
кажется ничтожнее всего
этого , именно запах
благовоний , навеянный
как-нибудь на пути распутными
женщинами , по простой
случайности увлекает
человека в свой плен.
И много есть подобных
обстоятельств , которые
осаждают нашу душу; почему нам
нужны божественные
врачевства , чтобы мы могли и
врачевать раны , уже
полученные , и предотвращать
еще не полученные , но
угрожающие , издали
обессиливая и отражая
диавольские стрелы
постоянным чтением
божественных Писаний. Ибо
невозможно , невозможно
спастись никому , кто не
упражняется постоянно в
духовном чтении; но и то еще
хорошо , если мы , пользуясь
непрестанно этим врачевством,
успеем спастись когда-нибудь.
Если же , получая каждый день
раны , мы не будем пользоваться
никаким врачевством , то какая
нам надежда на спасение? Не
видишь ли , как медных , золотых
и серебряных дел мастера , или
занимающиеся каким бы то ни
было ремеслом , берегут в
целости все орудия своего
ремесла , и , хотя бы принуждал
голод или угнетала бедность,
лучше решаются потерпеть все,
нежели продать , для своего
пропитания , какое-нибудь из
орудий своего ремесла? Многие
часто решались скорее войти в
долги , чтобы прокормить дом и
детей , нежели продать даже
малей шее из орудий своего
ремесла; и весьма справедливо.
Они знают , что когда проданы
будут орудия , то все
мастерство будет для них
бесполезно и уничтожится
всякая возможность
благоприобретения; а когда
орудия целы , то , упражняясь
постоянно в своем ремесле , они
могут со временем уплатить
сделанные займы; если же
поспешат продать их другим , то
уже не будут в состоянии найти
где-нибудь облегчение своей
нищеты и голода. Так и мы
должны настраивать себя. Как
для них орудиями ремесла
служат молот , наковальня и
клещи; так и для нас орудиями
нашего искусства служат
апостольские и пророческие
книги и все Писание,
"богодухновенное и полезное"
(2Тим. 3:16). И как они теми
орудиями обделывают всякие
сосуды , за какие ни возьмутся:
так и мы этими пособиями
устрояем душу нашу,
исправляем расстроившуюся,
обновляем обветшавшую. Притом
они показывают свое искусство
не более , как в устройстве
внешнего вида вещей: ибо не
могут изменить вещества
сосудов , ни сделать серебра
золотом , но только изменяют
формы их; а ты - не так: ты можеш
ь сделать больше их; взяв
деревянный сосуд , можешь
когда-нибудь сделать его
золотым. Свидетель этому
Павел , который говорит так: "А
в большом доме есть сосуды не
только золотые и серебряные,
но и деревянные и глиняные; и
одни в почетном , а другие в
низком употреблении. Итак , кто
будет чист от сего , тот будет
сосудом в чести , освященным и
благопотребным Владыке,
годным на всякое доброе
дело"(2Тим. 2:20-21). Итак , не будем
пренебрегать приобретением
(священных) книг , чтобы нам не
получить смертельных ран; не
будем зарывать золото в землю,
но станем собирать себе
сокровище духовных книг.
Золото , когда умножается,
тогда особенно и вредит
приобретшим его; а эти книги
приносят великую пользу
имеющим их у себя. Как
хранящиеся где-нибудь царские
орудия , хотя бы и никто не
пользовался ими , доставляют
великую защиту живущим в том
месте , потому что ни
разбойники , ни подкапыватели
стен , ни другие какие-либо
злодеи , не осмеливаются
напасть на этот дом; так , где
есть духовные книги , оттуда
прогоняется всякая сила
диавольск ая , и живущим там
бывает великое назидание в
добродетели. Даже один вид
таких книг делает нас более
воздержными от греха; если мы
и дерзаем на что-нибудь
запрещенное и сделаем себя
нечистыми , то , возвратившись
домой и взглянув на эти книги,
мы более осуждаем себя в
совести и делаемся менее
склонными к повторению тех же
грехов , а если , напротив , будем
жить благочестиво , то получим
оттуда еще большую пользу. Как
только кто касается
Евангелия , то тотчас
благоустрояет ум свой , и при
одном только взгляде на него -
отрешается от (всего)
житейского. Если же
присоединится и внимательное
чтение , то душа , как бы вступая
в таинственное святилище,
очищается и делается лучшею,
так как с нею беседует Бог
через эти Писания. А что,
скажут , если мы не понимаем
содержащегося в них? Даже если
ты и не понимаешь
содержащегося в них , от самого
чтения бывает великое
освящение. Впрочем
невозможно , чтобы ты
одинаково не понимал всего;
благодать Духа для того
именно и устроила , что эти
книги сложили мытари , рыбари,
скинотворцы , пастыр и овец и
коз , люди простые и неученые,
чтобы никто из простых людей
не мог прибегать к такой
отговорке , чтобы всем было
удобопонятно то , что
говорится , чтобы и
ремесленник , и слуга , и вдовая
женщина , и необразованнейший
из всех людей получали пользу
и назидание от слушания; ибо
не для суетной славы , как
внешние (мудрецы) , но для
спасения слушателей сложили
все это те , которые в начале
удостоились благодати
Духа.
Том I , книга 2 , глава 34 , слово
третье , части 2-3.
|