2016.11.01
Уральская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви
Пермская община Русской Православной старообрядческой Церкви
Пермское отделение Союза писателей России
Братия и сестры!
Приглашаем Вас принять участие в работе Х
Аввакумовских чтений: “Традиции, методы и история духовного
образования в старообрядчестве ”, которые состоятся в Перми 11 декабря
2016-го года в Храме во имя Святителя Стефана Пермского, г.Пермь, ул.
Холмогорская, 50 в 12.00.
На чтениях предлагаются к рассмотрению следующие проблемы:
– Традиции, методы и история духовного образования в старообрядчестве;
– Протопоп Аввакум – мыслитель, писатель, идеолог и борец за чистоту
Православия, ярчайшая личность в русской истории;
– Новые публикации, книги и фильмы о протопопе Аввакуме и трагедии
Раскола;
– Подготовка к 400-летию со дня рождения священномученика протопопа
Аввакума;
– Перспективы развития Православия и православная духовность в
Русском мире.
Заявки
на чтения и тезисы докладов просим присылать до 30 ноября 2016 г. Объём
присылаемых материалов: при наличии дискеты или диска (Word, размер
шрифта 14) и распечатки её содержимого – до 5 машинописных страниц.
Предполагается публикация материалов в Интернете, на сайте “Пермское
староверие” и в газете “Старовер Верхокамья”. Оргкомитет оставляет за
собой право отбора докладов.
Необходимо сообщить следующие данные о себе: Ф.И.О. (полностью), учёную
степень, место работы, адрес, телефон, электронный адрес.
Материалы просим направлять по адресу:
– 614089, г.Пермь, ул. Холмогорская, 50. Храм во имя Святителя Стефана Пермского.
Иерею о.Николе Татаурову nikola.tataurov@yandex.ru Тел: 8-965-559-34-20.
– 614526, Пермский край, Пермский район, пос. Юго-Камск.
Чудиновой Галине Васильевне. chudinovag@mail.ru Тел: 8-902-808-04-11
Оргкомитет
2016.10.30 (вскр)
Г.В.Чудинова
Паломническая поездка к староверам Южного Урала
Знаменательной дате – пятилетию обретения нетленных
мощей святителя Арсения Уральского – была посвящена наша паломническая
поездка в Оренбург и Уральск. Правда, по времени пришлась она на конец
сентября – начало октября, но от этого не стала менее значимой и
духовно насыщенной. Иерей о.Никола Татауров, настоятель пермского Храма
во имя Святителя Стефана Пермского и руководитель группы, давно
готовился к ней, и вот в ночь с двадцать девятого на тридцатое сентября
заветная его мечта осуществилась. Мы, десять паломников – семеро мужчин
во главе с батюшкой и трое женщин – собрались в холодную полночь с
рюкзаками, сумками и спальными мешками на церковном дворе. Среди
участников были диакон Георгий Дубровин, чтец Никола Татауров –
племянник батюшки, молодожёны: чтец Артемий Казымов с супругой
Христиной, предприниматель Андрей Майоров, он же заместитель старосты
прихода, приходская швея Елена Нифонтова, прихожане Димитрий Пашов и
Димитрий Тютиков да я – писательница Галина Чудинова. Люди все, как на
подбор, активные, целеустремлённые. Поначалу предполагалось ехать на
трёх легковых машинах, но авто диакона Георгия поломалось в самый канун
поездки: вот и пришлось ехать в дальнюю дорогу в каждой из машин
впятером. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Сотворив крестное
знамение, погрузив вещи в багажники, отправились мы в путь.
Нас, женщин, батюшка разместил на заднем сидении
своего мощного “Ниссана”, сам сел за руль, а рядом с ним ехал чтец
Артемий. Вторую машину с мужским экипажем вёл Андрей Майоров. Имелся у
нас и навигатор, и рации для переговоров, а как же нынче без этого? Все
мы ехали на Южный Урал впервые. По пустынной ночной дороге наша
головная машина плавно шла со скоростью сто тридцать километров в час,
и, признаться, мы, четверо пассажиров, сладко задремали. Проснулись
лишь в Башкирии. Артемий стал вслух читать полунощницу, все мы молились
и крестились по ходу движения, прося Господа об успешной поездке:
как-никак от Перми до Оренбурга нам предстояло преодолеть расстояние в
девятьсот километров.
По обеим сторонам дороги мелькали ухоженные поля и
чистые красочные башкирские деревеньки, где и заборы, и крыши домов, и
резные наличники на окнах покрашены были в яркие, преимущественно,
голубые цвета. Водителей, прежде всего, радовала хорошая дорога. Первый
привал сделали мы в придорожном кафе, где подкрепились взятой с собой
снедью да с превеликим удовольствием в постный день выпили по паре
чашек горячего чая. И с навигатором порой можно ошибиться: мы
проскочили объездную дорогу вокруг Уфы, пришлось проехать по центру
башкирской столицы, очень похорошевшей после недавних саммитов БРИКС и
ШОС.
Во второй половине дня мы уже подъезжали к
Оренбургу, но до города не доехали: остановились в селе Подгорная
Покровка, в просторном доме иерея о.Владимира Гошкодеря, который уже
ожидал нас вместе с матушкой Ларисой и всем своим семейством. А оно у
батюшки Владимира немалое: семеро детей самого разного возраста.
Встречены мы были с истинно русским гостеприимством: за общей трапезой
последовал обмен впечатлениями и осмотр дома с приусадебным участком.
На все вопросы гостей батюшка отвечал подробно, обстоятельно, со
знанием дела. Выяснилось, что в его жизни было немало памятных событий.
Родился Владимир Андреевич Гошкодеря 30 сентября
1974-го года в Павлодарской области в семье старовера. Вскоре в поисках
подлинной духовности семья перебралась в село Сергиевы Горки
Вязниковского района Владимирской области. Будущий иерей первоначально
учился в Суздальском художественно-реставрационном училище, а закончил
учёбу уже во Владимире. Женился в двадцать два года, и вскоре в молодой
семье один за другим пошли дети. Первоначально Владимир помогал на
службах о. Иоанну Думнову, потом стал диаконом в городе Иваново, чуть
позже – священником в Москве, а с 2001-го года служит он в Оренбурге.
“Мастер на все руки, пахарь на ниве благочестия”, – так отзываются о
нём его прихожане. Действительно, нет дела, которое он не умел бы
делать. Священнику-староверу традиционно приходится разрываться между
домом и церковью, приходом. Как говорится, одной ногой стоять здесь, а
другой – там.
Конечно, нелегко приходится о. Владимиру всё
успевать, но ему с матушкой Ларисой уже помогают подрастающие дети.
Старшая дочь Христина закончила художественную школу: отец с гордостью
показал нам несколько её талантливо написанных картин. Она же – первая
помощница матери по хозяйству. А сыновья всё больше тянутся к отцу,
работают с ним в гараже, по дому и на участке, помогают на службах в
церкви. Отрадно, что и сельсовет в Покровке поддерживает многодетную
семью: через день предоставляет им молоко и несколько караваев свежего
хлеба. Кому и помогать, как не этой трудолюбивой, дружной семье
молитвенников за веру Христову? Как говорится в народе, в коня овёс!
Вечером того же дня о.Владимир свозил нас за
четырнадцать километров в Оренбург и показал свою церковь, основанную
ещё в 1905-м году. Храм, расположенный в центре города, сильно
пострадал во времена революции да и в последующие лихие годы. Предстоит
восстанавливать его фасад и колокольню, но по сравнению с тем, что
было, и что есть теперь – подвижки огромные. Уютная изнутри церковь
поражает своим строгим благолепием.
– О нас, староверах, миряне судят только по нашим
делам, – поделился своими размышлениями о.Владимир. – Большинство до
сих пор почти ничего не знают о нас, и, глядя на возрождающуюся
церковь, удивляются: “Как, у вас есть иконы? У вас есть колокола?” –
Вот и приходится объяснять, что мы, христиане-староверы, прошли через
всё, через все мыслимые и немыслимые гонения, но сохранили подлинно
Православную веру. Господь избирает себе крепких людей.
В ноябре 2011-го года о.Владимир один совершил
поездку в Хакасию, в далёкое таёжное зимовье к бывшее беспоповке Агафье
Лыковой. Там он исповедал, причастил и довершил её – покрестил, как
подобает. В зимовье не нашлось подходящего чана для крещения, но
Господь и тут подсказал, как надлежало поступить: Агафья предоставила
батюшке квадратную ёмкость из береста, наполнила её водой и встала в
неё. Вторично батюшка навестил Агафью в 2014-м году месте с Владыкой
Корнилием, и теперь она постоянно поддерживает со своим духовником,
о.Владимиром, спутниковую связь.
Другим памятным делом батюшки была подготовка к
обретению мощей святителя Арсения Уральского. Владыка Арсений
представился в1908-м году в возрасте шестидесяти восьми лет и был
погребён близ Храма в городе Уральске. В течение ста с лишним лет
склеп, где покоились его мощи, затапливался водой, но мощи в
большей своей части были обретены нетленными. Глава сохранилась
настолько, что различимы были черты лица. Это ли не чудо!? О.Владимиру
предстояла нелёгкая задача: надобно было заказать и пошить по всем
правилам новое облачение для святителя, новую митру, изготовить резную
деревянную раку. И вновь всё чудесным образом оказалось по размеру,
крышка раки закрылась над самой митрой. Было очевидно, что сам Господь
благословил обретение мощей.
Утро первого октября началось у нас с интереснейшей
экскурсии по Оренбургу. Нашим гидом был Владимир Константинович
Колотовкин, староста староверческого прихода, человек общительный и
эрудированный, влюблённый в свой город.
– Оренбург – город-солдат – был построен как
крепость на Южном Урале от набегов киргизов и казахов, – начал он свой
рассказ. – Вскоре стал он опорным пунктом линии крепостей по Яику,
Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России. Название
город получил от реки Орь, коль скоро впервые был заложен в 1735-м году
у слияния рек Ори и Яика. Но и первое, и второе место закладки города
показались его основателям неудобными, и в апреле 1743-го года Оренбург
был заложен в третий раз.
Вскоре стал он центром крупной губернии,
простиравшейся от Волги до Сибири, от Камы до Каспия. Близость с
народами Средней Азии предполагала развитие торговли, поэтому город
имел как военное, так и торговое значение: были в нём казармы,
артиллерийский двор, пороховые погреба, военные учреждения, был и
гостиный, и меновой дворы, таможня, многолюдные рынки и базары.
Мы вышли на набережную реки Урал, где сохранились
остатки бывшей крепостной стены. На противоположном берегу раскинулся
утопающий в зелени городской парк, куда вёл пешеходный мост. С высоты
открывался великолепный вид на окрестные дали, всё вокруг дышало миром
и покоем.
– Бурно протекали здесь исторические события, –
продолжил свой рассказ Владимир Константинович. – С 5 октября 1773 до
23 марта 1774 года Оренбург был осаждён армией Емельяна Пугачева.
Восставшие казаки и крестьяне предприняли отчаянный штурм города зимой,
по льду реки, но с крепостной стены по ним был открыт огонь из пушек.
Весь лёд был залит кровью, усеян телами убитых и раненых. Осада
захлебнулась, город не был взят.
В армии Пугачева было много староверов, известно,
что сам Емельян Иванович крестился двуперстием. Он намеревался
уничтожить проклятый дворянский род, раздать земли яицким казакам и
крестьянам, восстановить дораскольную Русь. Одержи он победу, каким
путём могла бы пойти русская история?
Был Оренбург и городом-тюрьмой, местом ссылки
политических заключённых. Тяготы ссылки перенесли здесь
композитор А.А.Алябьев, поэты А.Н.Плещеев и Т.Г.Шевченко.
А события гражданской войны? Один из городских
переулков получил название “Матросский”. Знаете, почему? В город прибыл
большой отряд революционных матросов. Напившись, они стали ловить
женщин и насиловать их, были среди жертв и казачьи жёны. Узнав об этом,
казаки, отступившие в соседнее село Павловка, ночью ворвались в город,
связали пьяных матросов да побросали их с верхних этажей домов. Опять
всё вокруг было в крови. Жестокость и ожесточение с обеих сторон, что
называется, зашкаливало, как и в боях войск Колчака с красными.
В советские времена после гибели лётчика Валерия
Чкалова Сталину не понравился его памятник, он велел отправить монумент
в Оренбург, и в 1938-м году город был переименован в Чкалов, хотя
знаменитый лётчик никогда не был в нём. Позже всё вернулось на круги
своя. В годы Великой Отечественной войны в Оренбург в срочном порядке
были вывезены заводы, порой станки ставили в открытом поле, подводили
кабель, и рабочие трудились на оборонку под снегом и дождём.
В нашем городе побывали А.В.Суворов, А.С.Пушкин,
Вл.Даль, Л.Н.Толстой. В.Короленко, да и многие знаменитые люди. Здесь
учился первый космонавт Юрий Гагарин, здесь встретил он свою будущую
жену Валентину. А одной из любимых песен Людмилы Зыкиной была
“Оренбургский пуховый платок”. Платки эти местные мастерицы вяжут из
пуха специально выведенной породы коз”.
Чуть позже наш гид провёл нас к парково-музейному
этнокомплексу “Национальная деревня”, ставшему своего рода визитной
карточкой Оренбурга. Здесь на огромной площади в несколько кварталов
выстроены были подворья-музеи многих народов, населяющих Оренбуржье.
Русское, казахское, башкирское, марийское, чувашское, украинское,
белорусское, армянское да и многие другие подворья с их неповторимой
архитектурой, национальной кухней, предметами быта и обихода. Аналогов
этому нет ни в одном городе России.
Мы проехали по широким центральным улицам,
полюбовались степной столицей. Конечно, много раз фотографировались по
ходу всей экскурсии, особенно у памятника оренбургским казакам. В
фирменном магазине наши мужчины купили в подарок своим жёнам знаменитые
оренбургские платки.
Памятный день завершился вечерним богослужением в
церкви. Для местных прихожан-староверов оно стало праздничным: служили
два священника, диакон и чтецы, пермские паломники молились вместе с
оренбуржцами о процветании земли русской.
Поздно вечером после ужина мы попрощались с
радушными хозяевами и выехали в Уральск. Добирались до него целых семь
часов по плохой дороге, именуемой “федеральной трассой”. Минут сорок
ушло на проверку паспортов на казахской таможне, но в целом к
староверам казахи относятся доброжелательно. В Уральском Храме во имя
Покрова Пресвятыя Богородицы нас уже ждал его настоятель, о. Константин
Гаранин, молодой тридцатилетний священник, но уже отец четырёх детей.
Его жена и ровесница, матушка Ольга – младшая сестра матушки Ларисы,
так что два известных староверческих прихода трудятся в плотной связке.
На сей раз разместили нас в просторной старинной церкви, где нашлись
спальные места и для мужчин, и для женщин. Впрочем, долго отдыхать нам
не пришлось: в восемь утра началась воскресная Литургия, и снова приезд
группы пермских паломников стал праздником для местных прихожан,
благодатной совместной молитвой.
После окончания Литургии мы с благоговением в душах
приложились к мощам святителя Арсения, хранящимся в резной деревянной
раке. Вспомнили, что 23 сентября 2011-го года в Уральске состоялось
поистине историческое событие – поднятие и перенесение во Храм
нетленных мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и
Оренбургского. В нём приняли участие митрополит Корнилий, известные в
староверчестве протоиереи, иереи и диаконы, многочисленные гости из
Москвы и Подмосковья, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Самары, Саратова и
других мест.
Святитель Арсений взошёл на корабль Христовой Церкви
в юном возрасте, присоединившись к ней из беспоповцев после знакомства
с архиепископом Московским Антонием (Шутовым) в 60-х годах ХIХ века, и
затем стал одним из её кормчих. Вся его жизнь, поистине подвижническая,
была посвящена защите древлеправославного вероучения, организации
издательского дела, благоустроению Церкви Христовой, воспитанию целой
плеяды начётчиков. Блестящиё знаток святоотеческого наследия, владыка
Арсений, ещё будучи мирянином, письмоводителем архиепископа Антония,
проявил недюжинный писательский талант. Многие его книги стали
классикой старообрядческой апологетики, с его именем связано
восстановление соборного управления, организация всероссийских съездов
старообрядцев. Владыка Арсений был блюстителем Московского престола,
народ видел в нём первоиерарха Церкви. Он пользовался уважением не
только своих единомышленников, но и синодальных миссионеров. В
последние годы жизни был епископом Уральским и Оренбургским, освятив
самим своим присутствием земли русского порубежья.
Праздничная трапеза для нас была приготовлена на
церковной кухне, чуть позже посреди церкви установлены были большие
столы. Хлебосольные хозяева вскоре уставили их всяческими яствами, где
нашлось место и куриной лапше, и пирогам, и местной рыбе. На обеде
присутствовали писатель Валерий Торговин, автор недавно вышедшей
в Уральске книги “Любо”, и активный прихожанин Александр Думчев,
директор рекламно-информационного издательства “Параллели”. Валерий,
вступивший в общество Уральских казаков, много лет по крупицам собирал
сведения о своих предках, активно занимался возрождением казачества,
знакомился с казачьими сказками и легендами. В книге он отразил своё
понимание реальной истории народа, мысли и чувства казаков, свой взгляд
на сложность жизненных явлений. Многочисленные исторические фотографии
и бережно собранные автором уникальные факты из истории казачества
придают этой книге особую ценность. Автор подарил мне свой труд на
добрую память, и в ответ получил две моих книги.
Экскурсия по Уральску.
Хоть и сильно устали мы после почти бессонной ночи,
но невозможно было отказаться от экскурсии по Уральску, городу с не
менее богатым и бурным историческим прошлым, нежели Оренбург. Александр
и Валерий были нашими гидами. От них мы узнали, что Яицкий городок был
основан ещё в 1584-м году, но официально датой его основания
считается 1613-й год. Он был заложен на полуострове между реками Яик
(Урал) и Чаган. Сейчас этот район города называется “Куренями”, от
слова “курень”, означающего казачье жилище. С “Куреней” и начали
мы свой осмотр.
В 1591-м году яицкие казаки приняли подданство
России, но до Петра I имели полную автономию. В 1773-1775-м годах
казаки стали ядром восстания Емельяна Пугачева. После разгрома
восставших в 1775-м году императрица Екатерина II повелела
переименовать Яицкий городок в Уральск. Однако казаки восставали ещё не
раз: так было в 1804, 1825. 1837, 1874 годах. Все волнения жестоко
подавлялись правительственными войсками. Основным занятием жителей
города были рыболовство, бахчеводство и скотоводство. Доход городу
давала красная рыба, и вся его жизнь была построена от одного вида лова
до другого.
Большое впечатление произвёл на нас музей Емельяна
Пугачёва, расположенный в центре города, в бывшей избе отца “царевой”
невесты казака Кузнецова. Известно, что в конце января 1774-го года
Пугачёв прибыл лично возглавить штурм крепости Яицкого городка, и город
был взят восставшими. Казаки, желая крепче привязать “царя Петра
Фёдоровича” к войску, уговорили его выбрать себе жену из яицких
девушек. У вожака восставших уже была законная жена Софья Дмитриевна,
сын Тимофей и две малолетних дочери: Емельяну Ивановичу не хотелось
нарушать церковные правила, но после многих отнекиваний под нажимом
казаков он согласился.
Казашка Гульнара, экскурсовод по музею, сообщила,
что, согласно местной легенде, первый священник отказался венчать
Пугачева и семнадцатилетнюю Устинью Кузнецову, за что был сброшен с
колокольни. Но сделал это не сам Емельян, а один из восставших казаков.
По словам Гульнары, Емельян Иванович жестокостью не отличался. Второй
батюшка согласился на венчание, после чего Устинья была посвящена в сан
“императрицы”, но видела она своего мужа не более десяти раз, да и то
мельком. Однако и первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну, и детей:
Трофима, Аграфену и Христину, и вторую жену — Устинью Петровну после
разгрома восстания приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости.
Мы узнали, что в разные времена в Уральске побывали
многие выдающиеся люди России. А.С. Пушкин приехал туда осенью
1833-го года в сопровождении оренбургского чиновника В.И.Даля, будущего
автора словаря живого великорусского языка. Целью приезда был
сбор материалов к “Истории пугачёвского бунта”, при этом Пушкин подолгу
беседовал с казаками, лично знавшими Пугачёва. Баснописец И.А.Крылов,
будучи мальчиком Ваней, сыном капитана Андрея Крылова, коменданта
гарнизона правительственных войск, провёл при своём отце всю осаду
крепости Михайло-Архангельского собора. Императрица Екатерина II,
напуганная размахом крестьянской войны, направила в Уральск для
подавления восстания великого полководца А.В.Суворова. Он одержал
несколько побед, провёл первые допросы Пугачёва, а затем этапировал его
в Москву.
В Уральске были поэт В.А.Жуковский, ссыльный
Т.Г.Шевченко. В 1862-м году Л.Н.Толстой гостил в городе у своего
товарища по Севастополю наказного атамана А.Д.Столыпина, отца будущего
реформатора, и по впечатлениям от поездки написал повесть “Казаки”.
Ф.И. Шаляпин на заре своей карьеры в 1891-м году был на гастролях в
городском театре и оставил очень сердитые записи о местной грязи.
В.Г.Короленко работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по
сентябрь 1900-го года, искал свидетельства событий Пугачёвского бунта,
написал очерки “У казаков” и “Пугачёвская легенда на Урале”. Гостили у
друзей, гуляли по городу и рыбачили на реке Урал писатели А.Н.Толстой,
К.А.Федин, В.В.Бианки да и многие другие.
До Гражданской войны большинство уральских казаков
оставались старообрядцами, в городе было пятнадцать церквей, а в
пригороде – ещё четыре. Был театр, музей, несколько больниц и
библиотек, женская и мужская классические гимназии, реальное училище,
учительская семинария, множество школ, выходило несколько газет. В годы
Гражданской войны Уральск находился в центре самых ожесточённых боёв.
Линия фронта растянулась от Гурьева до здешних мест.
Валерий Торговин рассказал нам ещё одну местную легенду о том, что
Василий Иванович Чапаев, якобы, не утонул в реке Урал, а был пойман
казаками, и они острыми как бритва саблями изрубили его тело в фарш.
Мне при этом вспомнилось начало любимой мною повести Бориса Лавренева
“Сорок первый”: “Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось
на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемёта, и в
щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар
Евсюков. Всего вырвались из смертного круга в бархатной котловине
малиновый Евсюков, двадцать три и Марютка. Сто девятнадцать и почти все
верблюды остались распластанными на промёрзшей осыпи песка, меж змеиных
саксауловых петель и красных прутиков тамариска”. Сколько русской
крови пролилось на казачьих землях во все времена!
Множество редких и интересных экспонатов увидели мы
в музее Емельяна Пугачева: казачьи сабли и прочее оружие, предметы
утвари и повседневного быта, услышали образные называния тех или
иных предметов. Казак вполне мог так обратиться к жене: “В рукомойнике
воды нет, а ты пятишься в мордоглядку! Да принеси мне утирку для рыла”.
С особым вниманием и скорбью посмотрели мы на копию узкой железной
клетки, в которую помещён был пойманный Пугачев. Чем иным, как не
Гражданской войной, был его бунт по тем временам?! Война эта в скрытых
формах продолжается и по сей день: социальный расизм в России до сих
пор не преодолён.
После всех воскресных впечатлений и крепкого
шестичасового сна выехали мы обратно из Уральска в понедельник, в
четыре часа ночи. Успешно преодолели проверку на таможне и уже по
хорошей российской дороге направились к городу Набережные Челны. Путь
наш лежал через Бузулук и Бугуруслан мимо милых моему сердцу
Аксаковских мест. Ещё с утра наш батюшка, о.Никола, позвонил в Челны
местному священнику-староверу о.Анатолию Сафронинову с просьбой
навестить его, сделать в Челнах небольшой отдых. О.Анатолий ответил,
что рад будет принять у себя дома всю нашу дружную группу паломников.
Оказывается, нашего батюшку знают многие староверы России: за двадцать
лет своего пастырского служения он снискал авторитет и уважение не
только средь прихожан Пермского края.
В центре Набережных Челны на просторном
подворье осмотрели мы маленький храм в честь апостола и
евангелиста Иоанна Богослова, а чуть позже – строящуюся рядом церковь в
честь пророка Илии.
О.Анатолий оказался таким же подвижником, как и
батюшки в Оренбурге и Уральске. Кто знает не понаслышке, легко ли в
наши времена строить новые староверческие храмы, тот поймёт его подвиг!
Всем нам подарил он по свежему номеру газеты “Челнинский старообрядец”,
а в скромной его двухкомнатной квартире, находящейся в многоэтажном
доме напротив церкви, нас уже ожидал великолепный обед. Нельзя было не
поразиться душевной щедрости этого человека, отца четырёх детей.
До Перми нашу машину вёл под проливным дождём чтец
Никола Татауров, племянник батюшки. Мужчины включили аудиокассету с
записью церковного богослужения в пермском Храме: это помогло нам в
темноте и под дождём благополучно добраться до родной для нас церкви во
имя Святителя Стефана Пермского. Паломническая поездка на южный Урал
благополучно завершилась, навсегда оставшись в душе каждого из её
участников.
Проблема нарастающей депопуляции, а, проще сказать, вымирания
русского народа сейчас выходит на первый план. Криком души стало
полученное мною письмо из северной глубинки под названием “Россия без
русских”: “Я живу сейчас в деревне, где в одном конце вдова с сыном и
коровой, а в другом мы с женой и пчёлками, а остальные жители вымерли!
Здесь уже не бегают ватаги белобрысых ребятишек, бабушки не сидят на
скамейке и даже собаки не лают. Кто-то из дачников-христиан на въезде в
вымершую деревню установил трёхметровый крест с изображением черепа и
костей.
Я заглянул в Словарь Русского языка Ожегова: “Ставить крест на ком-
чем – считать конченым, более не существующим, безнадежно утраченным”.
Особенно зимой картина жуткая! А таких вымерших деревень на необъятных
просторах России не просто тысячи, а многие десятки тысяч!
Многотиражная газета “Московский Комсомолец” опубликовала
официальные цифры Росстата: “36% (55,6 тысячи) всех сельских населённых
пунктов России относятся к числу вымирающих (имеют население менее
десяти человек, либо не имеют населения вовсе)” (“МК”, 25 июля 2016 г.).
Районная газета “Селигер” № 14 опубликовала: “Население нашего
города Осташков за последние десять лет уменьшилось на 50%”. К этому
следует добавить, что Осташков – столица Селигерского края, где находится
исток великой русской реки Волги. А если вспомнить крылатую фразу: “Кто
на Селигере не бывал, тот России не видал”, то станет ясно, что Селигерский
край – зеркало России. Взгляните, русские, в это зеркало и посмотрите, что
стало с нашей Родиной! Вымершие деревни и умирающие города! Разве мы,
русские, не остались сегодня у разбитого корыта и с разбитыми дорогами?
За последние пятнадцать лет численность русского народа сократилась,
примерно, на десять миллионов человек! Такого чудовищного геноцида ещё
не знала мировая история! Становится очевидным, что русский народ сегодня
– вымирающая нация! Это не просто сообщение – это крик русской души из
глубинки России! Русские, услышьте!”.
Автор статьи справедливо сетует, что в Конституции РФ ничего не
сказано о государствообразующем статусе русского народа, а решение
проблемы ошибочно видит в возрождении язычества. По его мнению, только
Сварог, Перун, Велес и другие боги древних славян способны помочьвымирающему русскому народу, но это тупиковый путь выхода из
катастрофы.
Несомненно, что проблема должна решаться не только на
государственном, но и на семейном и личностном уровнях. Приятельница
горько посетовала мне, что её младший тридцатилетний сын никак не
женится: ему де хорошо жить с мамочкой – накормит, обстирает, обиходит,
приберёт в квартире.
– А что будет с ним, когда не станет мамы? Кто будет дохаживать его на
смертном одре, коли останется он без жены и детей? В доме престарелых
жизнь мёдом не покажется: рядом ни единой родной души, лишь чужие
люди.
Аналогичная ситуация сложилась у бывшего моего школьного ученика и
его жены. Их единственный тридцатишестилетний сын на первый взгляд
вполне респектабелен: возглавляет одну из столичных телестудий, объехал с
командировками полмира, прилично зарабатывает, но старый парень живёт
холостяком, не готов взять на себя ответственность за семью.
Единственная дочь моей родственницы перевалила бальзаковский женский
возраст и никак не может встретить надёжного спутника жизни, выйти
замуж, родить детей. Таких примеров – хоть пруд пруди. Безответственность
молодых людей, их нежелание заглянуть в завтрашний день усугубляют
демографическую катастрофу русского народа.
Именно об этом со всей прямотой и откровенностью было сказано в более
чем тревожной статье философа и публициста Юрия Кубасова “Куда же
идти России, господа кандидаты в депутаты?”, опубликованной а начале
сентября на портале “Русская народная линия”. Главную внутреннюю
проблему нынешней России автор увидел в сокращении численности
коренного российского населения: русских, украинцев, белорусов, татар, но,
прежде всего, – русских: “Победа над российской депопуляцией будет
достигнута лишь тогда, когда суммарный коэффициент рождаемости в
стране составит, по крайней мере, 2,3 рождения в среднем на коренную
россиянку, а не 1,6 рождения, как сейчас. И было бы предельно глупо
обвинять только российских женщин в крайне низкой рождаемости в
России! Низкая рождаемость – это обоюдная равная ответственность мужчин
и женщин.
А какое значение имеет низкая рождаемость для общества? Что означает
для страны суммарный коэффициент рождаемости коренного населения на
уровне 1,6 рождения в среднем на женщину за всю её жизнь? Говоря просто,
рождаемость ниже 2,2 рождений в среднем на женщину означает
постепенное умирание народа”.
Пути выхода из демографической катастрофы Юрий Кубасов видит в новой
идеологии, альтернативную либерализму: “Разработка такой идеологии
должна стать главной заботой государства российского, потому как, если
такая идеология сформулирована не будет, Россия неизбежно обречена
исчезнуть вслед за Европой”.
Тут необходимо сказать, что русскому народу и государству нет нужды
изобретать новую идеологию. Русская идея спасения как фундамент нашей
идеологии пришла к нам вместе со всемирно-историческим событием –
крещением Руси по православному образцу, что состоялось в 988-м году на
берегах Днепра по Божьей воле и воле князя Владимира Крестителя.
Кандидат философских наук Виталий Даренский в ряде содержательных
статей справедливо утверждает, что русская цивилизация, ее народ, культура
и государство были созданы Православной Церковью, подвигом веры наших
великих предков, когда-то устоявших на самом краю гибели.
Чего хочет от нас Господь-Бог? Вспомним Нагорную проповедь Христа
из Евангелия от Матфея: “Итак всякого, кто слушает слова мои сии и
исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил свой дом
на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились
на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне.
Каков же финал Нагорной проповеди? “А всякий тот, кто слушает сии
слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который
построил дом свой на песке.
И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот; и
он упал, и было падение его великое”.
Пока что нынешняя Россия строит свой дом на песке.
О
нынешнем отношении либералов да и большинства членов общества к
многодетным семьям было хорошо сказано в статье известного публициста
Егора Холмогорова “ Стань многодетным и обедней”. По мнению автора,
многие готовы презирать многодетных за бедность и осуждать их бранными
словами типа: “Рожать меньше надо!”. Такой подход автор
справедливоназывает гнусным и предлагает конкретные пути решения
проблемы
многодетности: “Это проблема родительского времени. Чтобы быть хотя бы
бедным, а не умереть с голоду на улице, нужно работать. Для этого нужно
рабочее время обоих родителей. А значит, нужны няни, ясли, детсады,
продленки, а система социального ухода за детьми у нас, в общем-то,
коллапсирует. Нужен налоговый вычет на услуги детсадов и нянь. Сейчас
его
дают при покупке квартиры, оплате учебы и лечения. Думаю, что прямые
расходы на воспитание детей нужно включить в этот список.
Это проблема жилья. Многодетным семьям просто негде жить.
Советский бытовой стандарт автоматически диктовал малодетность.
Постсоветский и вовсе говорит: умри на съемной квартире. Единственный
вариант для нормальной жизни по-настоящему многодетной семьи (то есть
шесть детей и более) – это построить себе большой дом. То есть участок,
плюс строительство, плюс коммуникации. Это огромные деньги. Нужны
бесплатные участки для многодетных под жилстрой. Программа есть,
но раскачивается еле-еле.
Это проблема транспорта. “Будь многодетным” – означает “ходи
пешком”. Нужна продажа минивенов многодетным родителям по льготной
ставке. Проблема содержания детей в школе и школьных поборов.
Многодетные-нищие буквально обрекают своих детей на бесчисленное
множество издевательств и унижений со стороны более богатых учеников
и зачастую учителей. Для самых бедных – введение тех самых
продовольственных карточек по американскому образцу, которое лоббирует
Ткачев. Двойная польза была бы – и детям, и аграриям.
Вот несколько несложных ходов, которые могла бы поддержать вся РПЦ,
и у нас в стране стало бы гораздо больше детей, гораздо больше русских
детей, гораздо больше русских православных детей. И была бы от того
радость ангелам на Небеси”.
Скептики
могут возразить, что родить пятерых-шестерых детей легко
могут и алкоголики, и наркоманы, но каковы будут эти дети? В таком
случае
овчинка выделки не стоит! Конечно, вкладывать деньги в многодетные
семьи
надо по уму, и здесь неоценим опыт воспитания детей у русских
староверов,
которое начинается с самого раннего детства, только тогда на всю жизнь
закладывается у детей отношение к родителям, семье, вере. Как правило,
у
всех русских староверов многодетные семьи, где воцерковлённые дети
смладых ногтей отвращаются от грехов курения, сквернословия,
алкоголизма,
а, подрастая, становятся хорошими тружениками.
Публицист Петр Акопов отметил важность назначения Анны
Кузнецовой, жены священника, тридцатичетырёхлетней матери шестерых
детей, на пост уполномоченного при президенте по правам ребёнка.
Созданный Кузнецовой фонд “Покров” занимался помощью многодетным и
малоимущим семьям да матерям с детьми, находившимся в сложной
жизненной ситуации. Анна Кузнецова, по словам автора, человек не просто
верующий в Бога, но стремящийся служить обществу. Не своему карману,
гордыне, карьере, и даже не просто государству – а именно обществу, людям.
Понимая всю остроту демографической катастрофы, она уже заявила, что
если к 2025-му году в России не будет 50 % семей с четырьмя детьми, то мы
можем вообще не говорить о воспроизводстве нации.
Острие проблемы состоит в том, что России насущно необходима иная
историческая парадигма: перестройка всех структур снизу доверху на
духовно-нравственной и социально справедливой основе. Ликвидация
губящего страну олигархического режима и самое широкое народовластие с
выдвижением на все важнейшие государственные посты лучших из граждан.
Симфония церкви и государства с пониманием ведущей роли Православия в
становлении русской духовной цивилизации. Только тогда многодетные
семьи станут элитой общества, и мы начнём строить свой дом на камне
|
Удивительную по красоте церемонию, точнее –
таинство венчания, довелось мне увидеть восемнадцатого июля сего года в
старообрядческом Храме во имя Святителя Стефана Пермского. Восемнадцатилетний
чтец Иван Татауров, сын настоятеля Храма о.Николы, женился на своей сверстнице, девице Екатерине
Смирновой.
Колокольный перезвон-благовест возвестил собравшихся родственников и гостей о
начале таинства. С молитвенным пением молодые мужчины – дружки жениха – ввели в церковь Ивана,
одетого в белый стихарь чтеца. Следом за
ними о.Михаил Татауров, старший брат о.Николы и духовник молодого жениха, ввёл
в церковь невесту в белом подвенечном платье и белоснежном платке. Шествие
сопровождали девушки, опять-таки с молитвенными распевами. Иван с Екатериной
встали рядом – высокие, стройные, со
строгим и одухотворённым выражением на юных лицах. Символично, что венчание проходило в день
памяти Сергия Радонежского, современника
Стефана Пермского: в этом был свой Божий Промысел. Все, кто были в тот день в церкви, не могли оторвать
восхищённых глаз от красивой пары.
Год
тому назад Иван с Катей оказались рядом на Великорецком крестном ходе, что
ежегодно организуется староверами в Кировской области. Несколько дней шли они вместе, стойко перенося
все тяготы продолжительного пути, молясь, помогая ближним. Вернувшись домой,
Ваня признался матушке Наталье, что нашёл свою половину. Почти как в сказке
А.С.Пушкина: “Выбрал я жену себе, дочь послушную тебе”.
Иные скептики могут сказать, что рано де
жениться восемнадцатилетним, ещё не вставшим на ноги, не зарабатывающим
собственные деньги. Но разве лучше начинать жизнь с блуда и греха, ломать её с
младых ногтей? Раньше на Руси ранние браки были явлением повсеместным, и от них
рождалось здоровое потомство.
Замечательную
статью нашла я недавно на
портале “Политикус.Ру” "Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет
назад": "В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к
ответственности и систематическому труду: это было одновременно и
главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Возраст измеряли
семилетиями: первые семь лет - детство или "младенчество". Во
вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился "отроком"
или"отроковицей". Третья семилетка - юность. Как правило, всеми
необходимыми навыками для самостоятельной жизни поростки овладевали уже
к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой
при его отлучках и болезнях, а девочка - полноценной помощницей матери.
Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь
именно из сыновей должны были вырасти будущие "кормильцы", "заботники"
и "защитники". Словом, настоящие мужья и отцы.
Кроме трудового воспитания,
мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать
старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству,
уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было ещё два
важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое - мужчина
должен уметь защищать свою женщину и свою семью, причём не только
физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно
второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и
всегда контролировать себя". По таким же принципам - тв молитвах и
трудах - воспитывались дети в староверческих семьях.
Таинство венчания имело строгую последовательность. Вот
юную невесту усадили на табурет и надели ей на голову повойник -
неотъемлемый атрибут замужней женщины. Вот дошло дело о обручальных
колец, вот молодая чета взяла в руки толстые зажжённые свечи, а
духовник стал читать молитвы и евангельские тексты - в том числе о
свадьбе в Кане Галилейской, где исус Христос явил всем свои добрые
чудеса, превратил воду в хорошее вино. На головы Ивана и
Екатерины надеты были короны-венцы, чуть позже они поочерёдно - первым
жених, затем невеста - выпили вина из одного бокала. Духовник трижды
обвёл их посолонь - по солнцу - вокруг аналоя.
Демографическая
катастрофа, переживаемая русским наородом, резкое падение рождаемости
как результат преступных "реформ" Ельцина - Гайдара - Чубайса - давно
уже стали предметом обсуждения политиков, учёных, писателей и
публицстов. Один из моих знакомых выход из катастрофы увидел в
суррогатном материнстве, при котором за пять-шесть здоровых элитных
детей родившая их женщина могла бы получать весьма солидное
вознаграждение.
Другой мой знакомый додумался уже до полного абсурда: "Надо только, чтоб у русских стал свой ислам, у нас свои мечети, а у азиатов
– свои. И вот – повсюду русские села, четыре жены, русские дети, трезвость,
достаток. В том-то и ценность русского ислама, что он будет себя отделять от
большого разлагающегося заживо гниющего русского народа с бухающими мужиками, с
бесконечно “саморазвивающимися” бездетными 40-летними бабами, и с миниюбочными 14-летними девочками. Именно
так, да, они должны себя отделять и презирать их, ибо если хочешь спастись,
выйди из круга мертвецов!”.
Разумеется, сии “рецепты”
спасения русского народа предложены были людьми безбожными, не верующими в
Христа. Господь дал ясно понять нам, что люди, выполняющие его Заповеди и
живущие по Закону Божию, получат мир и достаток, благополучные семьи,
неиспорченную природу, чистую воду и воздух, цветущую планету. Те же, кто не
желает исполнять Заповеди, получат, по словам зэков, “жизнь поломатую” с наркоманией, алкоголизмом, развратом,
ранними смертями, искалеченными судьбами.
Православие, с момента принятия
его Русью, изначально ориентировано было на идею спасения, на прочные
многодетные семьи. В настоящее время староверы – самая многодетная и здоровая
часть русского этноса, народа и нации. У о.Михаила и матушки Христины были рождены
девять детей, старшие из которых уже живут собственными семьями, обзавелись
потомством. Присутствовавший на венчании о.Георгий Гусев – отец восьмерых
детей, у уставщика нашего Храма на днях родился шестой ребёнок, дочка Машенька.
Порой люди, не знающие собственную историю,
считают староверов дремучими сектантами, которым присущ свальный грех. Видели
бы они эту прекрасную церемонию венчания, ощутили бы строгость наших постов и
чистоту обрядов, духовную высоту и глубину подлинного Православия! Какое
счастье, что в России, невзирая на все
мыслимые и немыслимые испытания, пережитые нашим народом, ещё сохранился эталон
богослужения. Эталон венчания, крещения, исповеди, отпевания и прочих таинств,
столь необходимых для земной и вечной жизни каждого русского человека.
|
|